Школьные годы чудесные

Оглавление

Шесть лет – многое изменилось.
Секретные дела.
Контроль над собой.
Застенчивость.
Внимание.
Комиксы, телевидение, радио и видеоигры.
Воровство.
Карманные деньги.
Боязнь идти в школу.
Готовность ребенка к школе.
Плохой учитель – хороший учитель.
Учеба в школе.
Основные правила воспитания школьника.

ШЕСТЬ ЛЕТ: МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ

В этом возрасте меняется отношение к родителям, ребенок начинает проявлять независимость и даже нетерпимость. Теперь для него важнее то, что скажут сверстники. В это время растет чувство ответственности по отношению к делам, которые ребенок считает важными. В этом возрасте малыш начинает испытывать “муки совести” и интересоваться арифметикой, чтением и т. д. В общем, он учится быть личностью.

Любовь к родителям после 6 лет так же глубока, как и раньше, но ребенок старается этого не показать. Ему может не нравиться, когда его целуют на людях, малыш начинает интересоваться чужими “замечательными” людьми; это как бы избавляет его от родительской опеки. Ребенок поглощает различные знания вне семьи с большим удовольствием и требует, чтобы к нему и этим знаниям относились с уважением. Конечно, то, что говорили раньше родители, не забыто, и он сердится, когда родные напоминают ему то, что он должен делать, так как сам хочет быть сознательным.

Ребенок перестает пользоваться “умными” словами, его язык становится более грубым. Он хочет выглядеть и одеваться так, как его товарищи. Также может “забыть” о хороших манерах за столом и в гостях. Не переживайте, просто ребенок теперь пробует подражать сверстникам, а не взрослым. Это и есть заявление о своей независимости. Когда ребенок почувствует, что утвердил свою независимость, — хорошие манеры вернутся. Поэтому такое вызывающее поведение сейчас — это нормальное развитие личности. Не все дети отстаивают свою независимость таким образом. Это может проходить в скрытой форме. Чаще “скрытый бунт” бывает у девочек. Но вы все равно найдете признаки перемен. Что же предпринять? На раздражающие мелочи не стоит обращать внимания. А вот в тех вопросах, которые вы считаете важными, будьте тверды и непреклонны. Но не обращайтесь к ребенку в форме приказа, не ворчите, а спокойно просите сделать что-либо, не вызывая упрямства.

СЕКРЕТНЫЕ ДЕЛА

Они имеют особую популярность в этом возрасте. Часто дети собираются вместе, придумывают шифр и знаки секретности, хотя самого секрета может и не быть, так как идея секретности — доказать свою независимость от взрослых и их жизни. В таких обществах и в любых других детских коллективах ребенок должен чувствовать себя комфортно, если у него есть потребность общаться. Как же ему помочь?

С самого рождения не стоит излишне суетиться вокруг малыша. После года надо обеспечить ему детское общество. Для того чтобы ребенок развивался самостоятельно, разрешайте ему те “блага”, которые приняты в среде ребят. Конечно, в разумных пределах. Высокие идеалы и принципы, которые родители прививают ребенку, становятся частью его натуры и, в конце концов, обязательно проявятся, даже если период грубости будет для взрослых серьезным испытанием.

Если же родители внушают ребенку, что соседским детям доверять нельзя, он может вырасти неприспособленным к общению. Помогите ребенку научиться заводить друзей, проявить свои способности перед сверстниками, чтобы дети могли полюбить вашего ребенка за хорошие качества. Будьте гостеприимны к друзьям малыша, приглашайте их к себе в гости и не забудьте угостить чем-нибудь.

Ходите вместе с другими детьми на экскурсии и в походы. Не секрет, что дети, как, впрочем, и взрослые, не лишены корысти и им скорее понравится сверстник, доставляющий удовольствие. Конечно, “купленная” дружба быстро пройдет, но вы добьетесь определенных результатов: ваш ребенок обретет уверенность и не будет чувствовать дискомфорта в общении со сверстниками.

КОНТРОЛЬ НАД СОБОЙ

В этом возрасте дети любят игры со строгими правилами, которые требуют аккуратности, а также ловкости. “Классики”, прыгалки, игра в мяч выполняются в определенном порядке. Сюда же можно отнести детское коллекционирование. Детям доставляет удовольствие сама идея аккуратности, порядка и законченности. Вы можете направить это желание в нужное русло — убрать комнату, подмести и т. д. Но сделать это нужно в форме игры, тогда успех может быть более длительным.

В то же время, примерно к 9 годам, у ребенка может возникнуть тик. Подергивание плечом, покашливание, поворот шеи, сопение, сухой кашель, мигание — вот его некоторые проявления. Это может длиться несколько месяцев, а потом прекратиться или измениться. Тик может возникнуть после болезни или ребенок “срисует” его с товарища. Причина тика может крыться в перегрузке ребенка занятиями, что вызывает перенапряжение и такой эмоциональный выход. Главное — помнить, что ребенок не может контролировать и прекратить его сам. Не ругайте ребенка и не делайте замечаний по этому поводу. Ваши усилия должны быть направлены на создание спокойной, уютной атмосферы дома.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка, не обращайте на это внимания.

Застенчивость может передаваться по наследству, как и серые глаза или греческий нос. Если же ребенок трудно сходится с товарищами или это создает проблемы в школе (не поднимает руку для ответа, не может спросить, если что-то не понял), то ему необходимо помочь. Не называйте ребенка застенчивым, так как это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность и обдуманность.

В большом обществе ваш ребенок может испугаться, поэтому будьте рядом с ним. Держите его руку, пока он не почувствует уверенность. Пусть он сам отпустит вашу руку. Застенчивый ребенок нуждается в чувстве безопасности, и ему требуется ваша поддержка.

Разнообразьте его жизнь. Ходите в походы и на экскурсии. Желательно туда, где нравится ребенку. Пусть участвует в детских спектаклях и т. д. Не упрекайте ребенка, лучше объясните ему его поведение: “Я вижу, что ты чувствуешь себя неуверенно. Тебе хочется играть с ребятами?”.

Генеральная репетиция — лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Ребенок часто переоценивает опасность, которая ему грозит. Если ребенку предстоит переход в новую школу, или он начнет посещать какую-либо студию, вместе познакомьтесь с учителем и ребятами, поговорите о чем-нибудь, сначала сами, а потом подключите к разговору ребенка.

Следите за ребенком. На прогулке по возможности направляйтесь в ту сторону, где ребенок сможет заняться чем-нибудь интересным.

Организуйте встречи с друзьями своего ребенка у себя дома, чтобы быть в курсе их интересов.

Пусть ребенок рассказывает вам каждый день хорошие новости. При этом просто выслушивайте его и не давайте советов. Относитесь серьезно к его проблемам и вместе радуйтесь победам.

Заручитесь поддержкой учителя. Он поможет включить вашего ребенка в коллективную жизнь класса. Участие в конкурсах и соревнованиях поможет вашему малышу стать общительным и приобрести множество друзей.

Сами оставайтесь в любых ситуациях, касающихся вашего ребенка, спокойными и невозмутимыми. Ведите себя уравновешенно и доброжелательно — это поможет снять напряжение.

Поделитесь с ребенком своим опытом. Расскажите ему подобные случаи, происшедшие с вами, и собственные переживания по этому поводу. Эти рассказы помогут ему чувствовать себя увереннее в аналогичных ситуациях. Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость.

ВНИМАНИЕ

Большинство детей активны от природы и не могут сосредоточиться надолго. Но помочь им необходимо.

Посоветуйтесь с учителем. Обсудите этот вопрос, если ваш ребенок часто отвлекается в школе. Возможно, учитель вам поможет. Установите режим и расписание. Не нарушайте правил.

Подумайте, может быть, ребенок постоянно находится в стрессовых ситуациях. Это, скорее всего, связано с вашими конфликтами в семье или на работе.

Пусть ребенок пишет фломастерами или цветными карандашами слова, которые нужно запомнить. Найдите новые возможности для того, чтобы сохранить внимание ребенка.

Поставьте его стол так, чтобы он смотрел в стену, а не в окно. Тогда это будет меньше отвлекать его от занятий.

Сделайте из картона рамку, вставьте туда тетрадь — ребенку будет легче сконцентрироваться. Похвалите ребенка за старания, даже если он не все сделан очень хорошо, не все получилось.

Давайте ребенку конкретные указания. Например: “Не принесешь ли мне кружку?” стоит заменить на: “Принеси мне кружку”. Это поможет ребенку не отвлекаться.

Чтобы улучшить контакт, смотрите ребенку в глаза, прежде чем заговорить. Говорите ребенку то, что ему нужно сделать, а не то, что делать не надо.

Составьте список заданий, которые должен сделать ваш ребенок. Пусть он сам их вычеркивает по мере выполнения. Если задания не выполняются, спокойно напомните об этом.

Выберите момент, когда требуется настоять на своем. Можно отказать ребенку во внимании — этот эффективный метод советуют американские психологи.

КОМИКСЫ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, РАДИО И ВИДЕОИГРЫ

Комиксы

Обычно родители опасаются, что комиксы прививают их детям дурной вкус, заполняют их головы пустыми идеями и не оставляют времени на прогулки и домашние задания. Вместе с этим им кажется, что это пустая трата денег. В этом есть доля правды. Но если дети стремятся к этим книжкам, значит, есть здесь и конструктивная сторона. К 6 годам у ребенка развивается воображение и ему доставляет удовольствие наблюдать, как добро борется со злом. Причем немаловажно то, что этот процесс происходит без помощи взрослых. Образованным взрослым комиксы кажутся грубыми, лишенными всякого смысла, но они находятся на другой стадии развития, чем 6-10-летние дети. Дети должны пройти через увлечение историями, в которых суперчеловеческая сила побеждает зло в последний момент, в будущем они начнут интересоваться более утонченной, классической литературой.

Разумеется, необходимо запрещать ребенку читать комиксы, неприемлемые в моральном отношении. Нельзя также позволять детям читать слишком часто и тратить на это много времени. Можно попробовать установить ограничения: столько-то комиксов в неделю или столько-то времени на комиксы в день.

Телевидение и радио

Увлечения телевидением и радио создают родителям массу проблем. Есть дети, которые на целый день прилипают к телевизору, забывая о домашнем задании или общении с друзьями. Есть дети, которых некоторые фильмы или телепередачи возбуждают настолько, что они не могут спокойно заснуть вечером. Поэтому стоит установить определенные ограничения на просмотр передач. При этом родители должны соблюдать режим, который установлен вместе с ребенком. Если же ребенок достаточно гуляет, успешно справляется с домашними заданиями, разрешите ему смотреть телевизор столько, сколько ему хочется. Не стоит упрекать и бранить ребенка за то, что он много смотрит телевизор, лучше прийти с ним к соглашению.

Американские психологи считают, что дети, которые часто проводят время у телевизора, менее развиты физически и склонны к ожирению, они снисходительно относятся к насилию и более агрессивны. Вот несколько советов, которые помогут сохранить вашего ребенка здоровым:

Не применяйте телевизор как электронную няню. Займите ребенка чем-нибудь другим, пока вы не можете за ним наблюдать: рисованием или чтением интересной книги.

Не допускайте, чтобы телевизор занимал время, выделенное для сна. Установите время, когда ваш ребенок ложится спать, и не меняйте его, даже если телепрограмма заканчивается позже, чем обычно.

Составьте расписание телевизионных передач на неделю. Каждый выходной просматривайте программу вместе с ребенком и выбирайте минимум передач, которые, по вашему общему мнению, стоит посмотреть и которые принесут пользу, а не вред. Важным является следующее: если передача закончилась, выключите телевизор прежде, чем ребенок будет прикован к следующей передаче. Также просматривайте сериалы (хотя бы одну серию) вместе с ребенком, чтобы убедиться, что этот сериал подходит для вашего ребенка.

Выберите время для выполнения домашнего задания. Если это правило будет осуществляться в течение недели, то в выходные ребенок тоже будет меньше смотреть телевизор, так как привыкнет обходиться без него.

Сделайте один день выходным, назвав его “день без телевизора”. Объясните ребенку, что в этот день разумнее заняться чем-нибудь другим. Если почувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, попробуйте “отключенную неделю”. Держитесь твердо, но подчеркните, что это не наказание, а эксперимент или приключение.

Телевидение может стать положительной стороной жизни, если им пользоваться разумно.

Ребенок может попробовать свои силы в разгадывании заданий, помогите ему советом, попросите ребенка делать замечания по поводу просмотренных фильмов. Пусть это будут небольшие доклады, они помогут ребенку относиться к телевидению критически. Если на экране вы вместе видите насилие, обсудите с ребенком возможные альтернативы поведения в данной ситуации.

Видеоигры и компьютер

Каждый день Коля прибегает домой после школы (он учится в пятом классе), садится и занимается видеоиграми. Во время обеда он смотрит отсутствующим взглядом и снова возвращается к видеоигре.

Домашнее задание остается невыполненным. Общение с окружающими сведено до минимума. Это означает, что для Коли видеоигры стали наркотиком. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок не входил в состояние “транса”, когда занимается видеоиграми, так как это является признаком привыкания. Таким же признаком является желание играть постоянно. Если ваш ребенок относится к числу видеонаркоманов, ему необходима помощь.

Разработайте систему поощрения, при которой ребенок должен заслужить право заниматься видеоиграми. Успешное выполнение домашнего задания, помощь по дому, завершение серьезной работы — все это может служить поводом для поощрения.

Время для занятия видеоиграми не должно превышать 2-3 часов в день. Через каждый час необходимо делать перерыв. А каждые двадцать минут ребенок должен походить по комнате, сделать различные движения для того, чтобы отдохнули мышцы и снялось напряжение с глаз.

Пусть игры станут общим мероприятием. Пусть играют двое-трое детей. Это даст возможность общаться и отвлекаться, не достигнув “транса”. Проверяйте, интересуйтесь теми играми, которыми пользуется ваш ребенок. Лучше предлагать ему развивающие игры: “Концентрация”, “Улица Сезам”, “ABC и 123”.

Займите ребенка спортом — это даст ему возможность ощутить альтернативные возможности и удовлетворение.

Занимайтесь интересным делом сами, рассказывайте о нем ребенку, может быть, ему тоже станет интересно заняться чем-либо еще, кроме видеоигр.

ВОРОВСТВО

Когда маленькие дети берут чужие вещи — это нельзя считать воровством, просто им хочется иметь эту вещь. Дети еще как следует не различают, что принадлежит им, а что нет. Но когда ребенку 6-12 лет, он в данной ситуации знает, что поступает плохо, но спрячет вещь, которую взял, и будет все отрицать. Когда родители или учителя ловят ребенка на воровстве, это весьма неприятно для всех, ведь воровство является серьезным преступлением. Но упрекать, стыдить, запугивать ребенка нельзя. Он должен знать, что его родители не одобряют воровство и настоят на возвращении украденного. Но делать вид, что вы никогда его больше не будете любить, неразумно. Лучше разобраться в случившемся.

Если шестилетний мальчик крадет у родителей небольшие суммы денег, а у товарищей авторучки и другие мелкие предметы, которые могут быть и у него (причем воспитывается мальчик в сознательной, интеллигентной семье), как объяснить этот поступок?

В большинстве случаев ребенок чувствует себя одиноким и несчастливым. Скорее всего, ему не хватает тепла и ласки, он не может найти друзей среди своих сверстников. Поэтому дети как бы “покупают” дружбу, раздавая одноклассникам украденные деньги.

В этом возрасте дети чувствуют, как отдаляются от родителей, а взрослые чаще предъявляют претензии к поведению ребенка. Все это и заставляет ранимого 6-7-летнего человека, часто неосознанно, воровать.

Могут быть и другие причины: страх, ревность, недовольство... Что же делать?

Если вы абсолютно уверены, что ваш ребенок украл, скажите ему прямо и твердо, что вы знаете, где он взял эту вещь, и заставьте вернуть украденное. Но не нужно унижать такого ребенка. Постарайтесь договориться с учителем, чтобы ребенок избежал публичного обвинения. Достаточно настойчиво дайте понять, что так делать нельзя и то, что он делает, вас очень сильно расстраивает. Давайте ему карманные деньги, пусть чувствует себя “как все”, и проверьте, хватает ли ему ласки и понимания в семье. Если же кражи продолжаются и ребенок не может найти себя в своей среде, обратитесь к детскому психиатру.

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

Карманные деньги в сегодняшние дни — вещь естественная. Ведь ребенок тоже член семьи. Но не стоит забывать, что карманные деньги не могут служить наградой за хорошее поведение, помощь по дому и т. д. Стоит научить ребенка правильно тратить деньги и нести ответственность за свой выбор. Необходимо для этого разработать общие принципы выдачи карманных денег, обеспечив основные статьи расхода: проезд, завтраки в школе. Вряд ли дети сразу станут разумно тратить деньги. Многие потратят сразу все. Тогда следует поговорить с ребенком строго и серьезно, а если трата повторится, то давать ему деньги более мелкими суммами. Недопустимо угрожать ребенку отказом давать деньги, когда он плохо себя ведет или плохо учится.

Сколько давать ребенку денег? Конечно, однозначного ответа нет. Сумма должна соответствовать вашему бюджету. Если ребенок протестует, объясните ему спокойно, что больше денег вы дать не в состоянии. Но не ругайте его и не доказывайте ему, что тех денег, которые он получает, вполне достаточно.

Правильнее начинать давать деньги с небольших сумм, постепенно их увеличивая. Лучше начать давать деньги тогда, когда ребенок пойдет в школу.

БОЯЗНЬ ИДТИ В ШКОЛУ

Иногда у ребенка появляется страх перед посещением школы, и он отказывается туда идти. Этому может быть множество объяснений: несчастный случай с ребенком в школе, после которого от проболел дома, боязнь остаться без родителей, отношения с одноклассниками и учителями, сложности с обучением. Как правило, ребенок может объяснить, почему он отказывается идти в школу. Иногда истинная причина не связана со школой. Если позволить ребенку остаться дома, то его страх только укрепится и к нему добавится страх отставания по школьной обучающей программе. Родители должны быть тверды и обязаны постараться вернуть ребенка в школу.

Для детей всех возрастов

Следует объяснить ребенку, почему необходимо пойти в школу. Если ребенок дошкольного возраста, ему можно просто сказать: “Мама и папа хотят, чтобы ты стал умным и встретился с новыми друзьями. Это место, где ты сможешь заниматься и играть”. Для детей старшего возраста надо объяснить последствия отказа от посещения школы, стоит напомнить, что существует закон, по которому все дети должны посещать школу.

Посетите школу вашего ребенка. Если он идет туда в первый раз, сами познакомьте его с учителем и объясните, что маме и папе нравится этот человек. Расскажите ребенку о том, как интересно будет ему в школе. Какие замечательные, интересные вещи он узнает там.

Для дошкольников и начинающих школьников

Расставайтесь с ребенком у школы с довольной улыбкой на лице, без длительных объятий и поцелуев. Не говорите ребенку, что с ним в школе ничего плохого не случится — он может заподозрить у вас признаки беспокойства. Поцелуйте ребенка, скажите, что вы зайдете за ним после школы, и, улыбаясь, уходите, независимо от того, кричит он или умоляет вас остаться.

Никогда не ускользайте, когда ребенок занят чем-нибудь. Уходите всегда открыто. У ребенка может возникнуть страх потерять папу и маму. Всегда следует сказать, что вы уходите, но вернетесь позже.

Дайте ребенку свои фотографии. Особенно хороши будут те, где вы сняты на рабочем месте. Фото будут напоминать малышу, что вы тоже сейчас работаете.

Пусть возьмет с собой маленькую любимую игрушку. Это часто действует успокаивающе.

Пусть ребенок следит за временем. Скажите ему, что сделаете что-либо приятное, когда вы вернетесь домой (почитаете книгу, купите мороженое и т. д.). Ребенок поймет, что в школе он не будет вечно.

Неожиданным, но действенным средством может оказаться след вашей губной помады на руке ребенка. Это будет напоминать ему о вас, и ребенок не почувствует себя одиноким.

Подведите ребенка к учителю, не оставляя в толпе детей. Пусть учитель встретит его приветливо и возьмет за руку.

Обязательно поинтересуйтесь, изменилось ли что-либо в поведении ребенка через несколько недель.

Он может продолжать кричать при вашем уходе, но успокаивается, когда вы уходите. Если это так, то можно больше не беспокоиться.

Для детей среднего и старшего школьного возраста

Обязательно поговорите с ним серьезно. Выясните, что беспокоит его в связи с посещением школы.

Встретьтесь с учителем. Возможно, он расскажет вам причину беспокойства. Это может быть ученик, запугивающий вашего ребенка, или дети, которые насмехаются над ним, или неуспеваемость.

Внезапное изменение в поведении ребенка может быть связано с обстановкой дома. Возможно, конфликт, произошедший среди родителей, или смерть близкого человека. Если такая проблема существует, не пытайтесь обманывать ребенка, говорите ему правду, но не вдавайтесь в подробности. Скажите ребенку, что вы сами разберетесь с проблемами, а его задача ходить в школу и успешно учиться.

Ребенок должен знать, что каждый день в школе не может быть идеально хорошим и спокойным. Ему придется решать возникающие проблемы, и вы всегда ему в этом поможете.

Постарайтесь напомнить ребенку интересные и веселые случаи, которые произошли с ним в школе. Это его поддержит. Хвалите своего ребенка за старания.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Психологическая готовность

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.

Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями.

Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.

Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.

По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

Игра как подготовка к школе

Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”. И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы...”.

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!

ПЛОХОЙ УЧИТЕЛЬ — ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ

Отношение к учителям

Большое значение имеет общее уважительное отношение ребенка к взрослым. Если ребенок привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет выслушать просьбы и указания, обращается на “ты”, то ему будет трудно в школе. Общее неуважение будет переноситься и на учителя.

Для формирования правильного отношения к учителю стоит проводить игры в “школу”, где учитель — плюшевый медвежонок, а ученики — заяц, лисица, мышка.

Ребенок должен побывать и в роли ученика, и в роли учителя, вести диалог и производить соответствующие действия. В этой игре ребенку должна помочь мама: показать образец поведения ученика (ученик хочет что-то сказать, но не говорит, пока его не вызвали, а только поднимает руку). Ученик уважительно обращается к учителю. В следующий раз ребенок постарается вести себя так же.

Учитель и родители

Если ваш ребенок учится хорошо, вам несложно установить прекрасные отношения с учителями. Но если это не так, то стоит вспомнить, что все лучшие учителя и лучшие родители — всего лишь люди.

Каждый из них испытывает чувство гордости за свою работу, ребенка и т. д. Каждый считает (и это нормально), что ребенок добился бы больших результатов, если другая сторона относилась бы к нему иначе. Но надо помнить, что вы добьетесь большего, если будете дружелюбны и сговорчивы. И родители, и учителя часто страшатся разговора друг с другом. Случается это потому, что все боятся претензий, часто необоснованных. Поэтому разговор стоит построить по-другому: родители должны сообщить об интересах ребенка, его реакциях на различные ситуации. Учитель сам позже использует эту информацию.

Поблагодарите учителя за преподавание, хорошее отношение к детям, это настроит человека доброжелательно к вашему ребенку.

УЧЕБА В ШКОЛЕ

Очень способный ребенок. Оценки

В классе, где все работают по одной и той же программе, могут оказаться дети, для которых задания окажутся легкими. Единственный выход из создавшегося положения — перевод ребенка в другой класс. Это может оказаться хорошим решением, если ребенка примет коллектив. В противном случае он будет изолирован и одинок. Если это произойдет, то лучше оставить ребенка в своем классе, но просить учителя сделать для него усложненную программу. Можно поручить поработать в библиотеке и сделать доклад. Если ученик будет работать не для отметок, то уважение ребят к нему будет расти.

Что же нужно сделать, чтобы ребенок ходил в школу не за оценками? Главное — не следует делать трагедии из “двойки”, не надо и слишком радоваться “пятеркам”. Ваш ребенок ходит в школу не за оценками, а за знаниями. Это и есть цель обучения. Отметки же — не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать.

Когда родители увлекаются оценками чрезмерно, у детей появляется “отметочная психология”, девизом которой становится лозунг: “Пятерка” — любым способом, любой ценой!”. Дети начинают выпрашивать оценки, списывают, зубрят, подгоняют ответ и т. д. и очень огорчаются, когда получают “двойки” и “тройки”.

“Два” и “три” — явления, знакомые практически всем родителям. Как же себя вести в подобной ситуации? Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Тогда надо спросить доброжелательно: “Ты будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?”. Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны.

Может быть, ребенок плохо усвоил материал? Тогда стоит дополнительно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Часто родители оказываются плохими педагогами, так как близко принимают к сердцу как успехи, так и непонимание ребенком материала. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Поэтому прекратите сразу свои занятия, если они не приносят успеха. Попросите учителя дополнительно позаниматься с ребенком, но сами никогда не идите по “легкому” пути (выполнение за ребенка домашнего задания).

Если же “двойки” и “единицы” поставлены за неряшливость и “грязь” в тетради, родителям достаточно выразить свое огорчение и выразить надежду, что ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не следует, так как даже если дети и не подают вида, они расстроены. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!

Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка следует ободрить, а за плохие оценки не ругать.

Если же учитель не понял ответ ученика, то лучше всего сказать ребенку, что вы поговорите с преподавателем и узнаете, почему так случилось. В дальнейшем не стоит вспоминать об этом случае. Учитель не должен обсуждаться, так как ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Психологи утверждают, что именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждение к школе.

Плохая успеваемость из-за беспокойства

Ребенку хорошо учиться могут помешать семейные неприятности и различные беспокойства. Он может страдать от ревности к младшему члену семьи и поэтому отвлекаться от занятий. Он может быть расстроен болезнью близких людей или угрозой родителей уехать. Он может бояться хулигана или собаки, учительницы, отвечать урок перед всем классом. Все это парализует способность соображать не только у 6-летнего ученика, но и у 13-летнего подростка.

Ребенок, которого дома постоянно ругают и наказывают, может дойти до крайней степени беспокойства и вследствие этого ничего не удерживать в памяти. Также он может стать ленивым.

Он будет бояться что-либо сделать, так как уверен, что потерпит неудачу. Или станет излишне суетлив, что тоже мешает обучению.

Какова бы ни была причина неуспеваемости, нужно объединить усилия и помочь ребенку раскрыть его хорошие качества, постепенно втягивая его в коллектив. Для этого необходимо наладить контакт с ребенком, поговорить с ним о том, что его беспокоит. Позже помочь справляться с домашним заданием, хвалить даже за малейшие успехи, уверить ребенка в том, что вы всегда будете его любить и в разумных пределах помогать ему.

Домашнее задание и его выполнение

Родители, предоставляющие детям сразу полную самостоятельность в выполнении домашнего задания, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают детей. В первом случае дети могут обидеться на равнодушие близких, во втором формируется безответственность, уверенность в том, что уроки всегда будут сделаны.

Правильнее будет наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, уточнение распорядка дня, определение последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка домашнюю работу.

Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же никогда не приносят успеха. Если ребенок будет переписывать работу по десять раз, его желание учиться пропадет, и в следующий раз он будет хитрить, стараться делать задания тогда, когда родители заняты.

Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное — продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

Конкретная же помощь ребенку в выполнении домашнего задания заключается в следующем.

Проверьте, хорошо ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться слева или спереди, чтобы тень не падала на тетрадь. На столе не должно быть лишних предметов.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий, но еще не перевозбудиться от игр с друзьями.

Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Это неправильно. Для 7—8-летнего школьника время работы не должно превышать 15-30 минут, к 13 годам — 30-40 минут. После этого времени стоит сделать 5-10-минутный перерыв. Лучше, если ребенок займется физическими упражнениями.

Не переутомляйте ребенка долгим сидением за домашним заданием. Он уже отсидел в школе 4-6 уроков по 40-45 минут, его работоспособность снизилась, поэтому дома он должен больше отдыхать.

Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься.

Полезно, когда ребенок спит после обеда — в этом случае пусть он садится за уроки попозже. Дети, которые занимаются во вторую смену, должны делать домашнее задание утром.

Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий. Не переделывайте классную работу, можно просто исправить ошибки. Переписывание уже сделанного для ребенка — скучнейшее дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

С шестилетними школьниками нет необходимости выполнять домашнее задание, так как на дом им ничего не задают. Это вызвано повышенной утомляемостью детей этого возраста: легко наступает нервное переутомление. Дома с такими детьми нужно играть, рисовать, лепить, конструировать.

От родителей школьников требуется приучить дочь или сына вовремя садиться за уроки, а также напоминать, что пора сделать перерыв.

Следите, чтобы ребенок не отвлекался, не начинал вдруг рисовать на подвернувшейся бумажке. Ребенок должен привыкнуть не отвлекаться. Вернуть внимание можно жестом, кивком головы, напоминанием: “Пиши, пиши”. Нотация, раздражение не помогут, а только отвлекут от работы.

Если ребенок не понял задачи, которую объясняли в школе, повторите объяснение дома. Но ни в коем случае не производите за него вычисления, не решайте домашнее задание.

Если вы нашли ошибки, весело скажите, что работу он сделал хорошо, вот только допустил две ошибки. Пусть найдет их сам. Даже маленькие дети умеют делать проверку, но не пользуются этим умением. Так что о самопроверке вам придется напоминать постоянно. Никогда не ругайте ребенка за “грязь”. Самоисправления — первая форма самоконтроля. Поощрите такую работу. Постепенно степень контроля должна снижаться. Контролируйте только тогда, когда ребенок садится за уроки. Потом подойдите к нему несколько раз, постойте минуту-другую, отойдите. Когда ребенок научится все делать самостоятельно, вам он будет показывать только результат.

Левша

Владение левой рукой — обычно врожденное качество, поэтому совершенно неправильно заставлять ребенка делать все правой рукой. Надо терпеливо вкладывать время от времени в правую руку ребенка ручку, карандаш, ложку, кисточку. Постепенно он сможет овладеть обеими руками. Можно констатировать: “мелкие” движения (письмо, рисование) для левши легче перенести на правую руку, чем “размашистые” (забивание гвоздя). Ярко выраженные левши пишут всю жизнь левой рукой не хуже, чем те, кто делает это правой. Левши обычно умеют пользоваться обеими руками.

Ложь

Почему дети говорят неправду? Первая, основная причина лжи — недоверие к взрослым. Ребенок обманывает, потому что боится, что мы его накажем. Никакое, даже самое безболезненное физическое наказание не является положительным моментом в воспитании. Это развивает у детей чувство униженности, неравенства, зависимости. И ребенок начинает обманывать.

Не будем учить ребенка такой лжи, вспомним, что и мы в детстве были любопытными, подвижными, неаккуратными. Постараемся понять маленького человека.

Вторая причина детской лжи — желание самоутвердиться. Мы позволяем себе смеяться над слабым ребенком, над его страхами. Иронизируем (“Какой же ты трусишка! Кого же ты боишься? Чудовищ?”), тем самым унижаем достоинство ребенка, и он теряет уверенность в себе.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

Правило № 1

Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию — закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.

Правило № 2

Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.

Правило № 3

Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.

Правило № 4

Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом или другом.

Правило № 5

Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.

Правило № б

Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.

Правило № 7

Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.

Правило № 8

Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.

Правило № 9

Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.

Правило №10

Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: “Зол на кого-либо— ударь”.

Сайт Zdravpunkt.com.ua желает Вам здоровья!

 


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню