Ваш ребенок 3-я часть

Оглавление
Ваш ребенок 3-я часть
Глава 15. Родительские заботы ночью: как уложить ребенка спать.
Глава 16. Уход за беспокойным ребенком или ребенком, страдающим коликами.
Глава 17. Работа и материнские обязанности.
Глава 18. Особые случаи.
Все страницы

Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАШЕ ВРЕМЯ

В то время как все большее число родителей осознают необходимость быть ближе к своему ребенку, возрастает как экономическое, так и социальное давление, препятствующее процессу такого сближения. Родителям часто приходится работать в двух местах; нередки родители-одиночки; бывают беспокойные малыши, которые обрекают родителей на бессонные ночи; многие дети требуют особого к себе отношения - и это лишь малая часть тех трудностей, какие встают перед родителями в наши дни. Взрослые слишком заняты делами и, похоже, становятся все более загруженными. Однако есть способы, помогающие преодолеть эти трудности и сократить расстояние между родителями и их чадами. В последующих главах этой книги предлагаются различные пути, призванные облегчить жизнь родителей и укрепить их связь с ребенком. Назовем эти советы "маленькими хитростями" нашего времени (корни которых тем не менее уходят в самые отдаленные эпохи).

Глава 14. Носите малыша с собой: искусство и наука ношения детей.

"Мой ребенок угомонился, как только я стала носить его на себе", - такую фразу нам часто доводилось слышать от мам беспокойных малышей. Итак, многие на практике еще раз убедились в преимуществах этого древнего как мир способа. Поэтому мы решили посмотреть, можно ли в наших условиях использовать этот элемент воспитания, столь употребительный у других народов. Ниже мы расскажем о том, как надо носить ребенка, чем обогащает этот способ взаимоотношения детей и родителей и как это может в корне изменить всю вашу жизнь.

НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ СТАРОЙ ИДЕИ

Во многих странах мира принято носить младенцев на себе. Мы же перевозим их в коляске, а затем оставляем с кем-нибудь. Специалисты, занимающиеся вопросами развития детей, знакомясь с различными стилями воспитания, неоднократно отмечали, что дети, которых носят на специальных тряпичных лямках или в особых приспособлениях на груди, чувствуют себя уютнее, нежели те, которых возят в колясках или разных пластиковых креслах на колесиках. Одна наша пациентка рассказала о необычной церемонии прикосновения к земле, с которой ей довелось познакомиться на острове Бали. Там детей в первые 6 месяцев жизни весь день носят мать или старшие сестры, а на ночь укладывают спать рядом с матерью. Таким образом, ребенок в первые полгода буквально не касается земли, и только во время указанной церемонии его в первый раз кладут на землю, чтобы он мог поползать и насладиться свободой движений.

Многолетние исследования в области воспитания детей позволила нам прийти к убеждению, что чем больше ребенка носят на себе, тем уютнее и комфортнее он себя чувствует. Несколько лет назад мы присутствовали на конференции с участием родителей из многих стран мира, где побеседовали с двумя женщинами из Замбии, которые носили своих детей на лямках, предусмотренных национальной одеждой. Мы спросили, почему у них принято большую часть дня носить детей с собой? Одна ответила: "Это облегчает жизнь матери". А другая добавила: "И для ребенка так лучше". Затем они вместе принялись описывать чувство "удовлетворенности" и "самоуважения", которое дает им ношение ребенка. Многим их соотечественницам недоступны книги и фильмы, повествующие о гормонах материнства. Они лишь следуют многовековой традиции, которая просто учит, что как для матери, так и для ребенка полезно носить последнего. И разве это не естественное желание каждого родителя в любой стране" облегчить жизнь себе и создать наилучшие условия для малыша? Ношение ребенка позволяет совместить эти цели.

Вдохновленные этой идеей, мы в 1985 г. начали собственное исследование, стремясь обосновать положительные эффекты, связанные с ношением ребенка. С тех пор мы нагуляли много миль со своими собственными детьми, перепробовали всевозможные способы их ношения. И все это время вели подробные записи. Мы советовали родителям носить ребенка как можно больше, начиная прямо с момента рождения. Мы просили их попробовать разные способы и выбрать наиболее подходящий как для детей, так и для них самих.

Теперь мы говорим матерям: "Постарайтесь привыкнуть носить детей в лоскутном держателе, и пусть он станет любимым элементом вашей одежды". Во время первого же осмотра, когда ребенку нет еще и недели, мы показываем молодым родителям, как носить малыша При индивидуальном курсе обучения мы советуем побольше экспериментировать с различными позициями, чтобы найти наиболее удобную, которая позволяла бы ребенку лучше приспособиться к фигуре родителя (носить ребенка могут как мать, так и отец). Со временем положение малыша в лоскутном держателе изменяют, учитывая его развитие. Мы хотим вам дать несколько советов и показать, как, нося ребенка, вы сможете облегчить жизнь себе и помочь развитию вашего малыша.

Разумные основы ношения ребенка.

Возможно, у вас возник вопрос: постоянно ли нужно носить на себе ребенка? Конечно, нет. Очевидно, что иногда младенца приходится снимать. В этом, как и в любом другом деле, важен разумный подход. Если вас привлек рекомендуемый нами способ, вам придется прежде всего пересмотреть свои представления о том, чем же для вас является ребенок.

Некоторые считают нормальным, если малыш лежит в своей кроватке и вяло посматривает на висящие погремушки, думают, что брать его на руки следует только для того, чтобы покормить, а затем - положить обратно. Многие также полагают, что если малыш просится на руки, его достаточно немного успокоить и сразу положить в кроватку. Принимая практику ношения ребенка, вы должны отказаться от этих взглядов. Носите младенца как можно больше времени, укладывайте его в колыбель только на ночь или для дневного сна, а также если этого требуют ваши личные дела. Позволяйте ребенку наслаждаться свободой движений на ковре или отдыхом в колыбели, но сразу берите на руки, как он только запросится. Вы заметите интересное различие в его поведении: просьбу взять его на руки он выражает криком, а желание спуститься вниз - жестом. Естественно, что постепенно, по мере развития двигательных навыков, носить ребенка вам придется меньше. Но даже начав ходить, иногда малыш очень хочет посидеть у вас на руках.

ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ НОШЕНИЯ РЕБЕНКА

Еще в начале наших исследований мы поняли, почему в западных странах у матерей не принято носить на себе детей: просто им неудобно пользоваться имеющимися приспособлениями. У других же народов детей носят, применяя длинный лоскут, конец которого в виде лямки перебрасывают через плечо. Такой лоскут выглядит как часть национального одеяния, а часто и является таковым. Мы предложили нескольким матерям попытаться сделать такое приспособление для ношения ребенка (держатель), которое было бы удобно и просто в обращении и защищало бы ребенка от беспокойства. Наблюдения за многими парами детей и родителей, годы изучения разных конструкций и всевозможных приспособлений, поддерживающих ребенка, привели нас к мнению, которое веками разделяют представительницы других культур и начинают принимать женщины Запада: лучше всего для этих целей подходит лоскут с лямкой. Это подтверждают следующие его особенности.

Безопасность. Главным свойством любого подобного приспособления должна быть безопасность. Полотняный лоскут должен и поддерживать ребенка, и не позволять ему выбраться.

Удобство. Это приспособление должно быть удобным как для ребенка, так и для родителей. Хорошо продуманная конструкция способствует распределению веса ребенка между плечами и бедрами родителя, не отягощая его шею и спину. Лоскут должен быть подбит ватой в тех местах, где возможно давление на ноги и туловище ребенка, особенно в местах соприкосновения со спиной и плечами того, кто несет малыша.

Универсальность. Выберите такой лоскут, который можно было бы использовать с момента рождения ребенка и до двух лет. Это избавит вас от необходимости изготовлять новые приспособления по мере роста ребенка. Положение малыша в нем можно изменять. Беспокойные и шумные дети обычно бывают недовольны, если их все время носят в одной позе. Положение, при котором голова малыша обращена к материнской груди, создает неудобство для ребенка, который, как и все мы, предпочитает, чтобы у него был обзор 180" - ему хочется смотреть на этот мир. На иллюстрациях изображены различные способы расположения лоскута, поддерживающего ребенка.

Простота в использовании. Человеку свойственно избегать всего непривычного и неудобного. Отцы особенно не любят конструкции, в которых слишком много всяких шнурков и застежек. Хорошо продуманное приспособление можно надеть одной рукой так, чтобы не потревожить ребенка. Другим немаловажным достоинством является то, что его можно быстро снять, не вынимая ребенка (например, если вы хотите передать его другому человеку).

Возможность кормить. Часто от матерей приходится слышать, что они вынуждены извлекать ребенка из держателя, чтобы покормить его грудью. Положение осложняется, если в конструкции применено большое количество пряжек и тесемок. Используя лоскут с лямкой, вы можете легко покормить ребенка, не вынимая его. Это проще для вас и спокойнее для малыша, что важно для нормального кормления. Проголодавшемуся ребенку можно быстро дать грудь - до того, как он начнет плакать, и так же быстро, покормив, уложить спать. Если ваш ребенок находится в этом приспособлении, вы сможете покормить его даже в такой ситуации, когда нет возможности уединиться (например, в очереди в магазине). Посоветуйтесь с теми, кто уже приобрел опыт ношения детей, какую конструкцию выбрать и как ее применять.

Попробуйте различные типы приспособлений, пока не остановитесь на оптимальном для вас и вашего малыша. Вы не просто выбираете приспособление для ношения ребенка, вы приобщаетесь к забытому родительскому искусству носить ребенка так, чтобы и вам было легко, и ребенку хорошо.

КАК НОСИТЬ РЕБЕНКА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КУРС

Для каждого малыша и того, кто его носит, может оказаться удобным тот или иной способ. Поскольку именно лоскутный держатель уже много веков пользуется мировым признанием, мы в своих исследованиях пользовались именно им. Рекомендуем его вам в качестве образца. (Приводимая ниже инструкция подходит почти ко всем типам лоскутных держателей. Указания по применению могут различаться в зависимости от конструкции).

Поначалу родители могут испытывать неудобство при пользовании держателем, иногда им кажется, что малыш слишком глубоко погружается в лоскут. Но вспомните: совсем недавно ваш ребенок развивался, уютно свернувшись в утробе. Такое положение вполне естественно для новорожденного и дает ему чувство безопасности. А дети, страдающие коликами, чувствуют себя особенно уютно, свернувшись калачиком, - так, что ноги упираются в живот. Далее мы подробно расскажем, как надо носить новорожденного.

КАК НАДЕВАТЬ ДЕРЖАТЕЛЬ

Определитесь, на каком плече вы будете носить лямку. Возьмите приспособление в месте, где конец проходит через кольца, просуньте в него руку и голову так, чтобы лоскут лег на плечо и наискось пересек грудь. В стандартном положении конец находится спереди, а подкладка приходится на плечо. Чтобы носить новорожденного, переверните держатель так, чтобы подкладка была спереди (как подушка под головой младенца), а кольца и конец - на плече (положение "наоборот").

Как лучше приспособить лоскут. Вы можете отрегулировать длину лоскута, просто потянув за конец. Чем меньше ребенок или рост того, кто носит малыша, тем длиннее остается конец. Пока вы устанавливаете нужную длину, поддерживайте ребенка снизу - это уменьшает нагрузку на лямку и, кроме того, так безопаснее.

- ЗАПОМНИТЕ! Как только вы устроили ребенка в безопасном и уютном для него лоскутном держателе, немедленно начинайте двигаться, поскольку такое положение у детей обычно ассоциируется с движением. Если вы слишком долго стоите на месте, ребенок может начать беспокоиться.

ПОЛОЖЕНИЕ "В КОЛЫБЕЛИ"

Положение "в колыбели" и его разновидности используются с момента рождения и до истечения первого года.

1. Наденьте лоскутный держатель в положении "наоборот".

2. Поддерживая ребенка за спину и ноги, придайте ему нужное положение, осторожно положите в держатель ребенка, устройте его так, чтобы голова оказалась в "кармашке", образуемом подкладкой под плечо и подбитой ватой оторочкой.

3. Голова ребенка должна покоиться на подкладке, как на подушке.

4. Отрегулируйте длину лоскута.

Разновидности положения "в колыбели". В первые 1-2 месяца жизни новорожденного удобнее размещать, повернув головой к кольцам. Одним младенцам нравится высоко сидеть в лоскуте, в позиции "полусидя, взгляд направо", другие предпочитают более горизонтальное положение. Некоторых больше устраивает, если они окутаны со всех сторон и повернуты лицом к матери, как при кормлении грудью. Другие разновидности этого положения описаны в этой же главе чуть дальше.

ПОЛОЖЕНИЕ "УЮТНО СВЕРНУВШИСЬ"

Это положение (свернуться калачиком) используется с момента рождения в течение первых 6 месяцев. В первые 2 месяца при этом лоскут обычно надеваю "наоборот", чтобы подкладка под плечо служила дополнительной опорой и защитой для головы и спины ребенка. Когда ребенок подрастет и будет занимать больше места, попробуйте носить лоскут обычным способом - подкладкой на плечо. Поэкспериментируйте немного, пока вам не удастся найти оптимальную позицию как для вас, так и для вашего ребенка.

1. Наденьте лямку в позиции "наоборот".

2. Положите ребенка на левое плечо, придерживая его левой рукой. Правой рукой оттяните край лоскута и накройте им ребенка.

3. Слегка нагнитесь вперед и, правой рукой придерживая ребенка за спину, левой перекиньте его ножки через нижний край лоскута. Если ребенок слишком мал и предпочитает, чтобы его ноги упирались в животик (как в утробе), аккуратно придайте им такое положение внутри лоскута.

4. Убедитесь в том, что ребенок действительно уютно и безопасно устроился у вас на груди. В этом положении плечевая подкладка служит дополнительной поддержкой для головы и спины малыша. Удостоверьтесь в том, что голова ребенка покоится на верхнем краю лоскута, а бедра фиксируются нижним. Если вам удалось правильно уложить ребенка в положении "уютно свернувшись", создается впечатление, что он сидит на нижнем крае лоскута, как в кармашке.

Некоторым детям нужно, чтобы лоскут максимально плотно охватывал их тело, иначе они чувствуют себя неуютно. Если после установки размера лоскут все равно оказался слишком просторным для положения "уютно свернувшись", попробуйте сделать следующее:

1. Обычно верхний край натянут довольно слабо, поэтому постарайтесь подсунуть его под левую руку (лямка надета на правую) и прижать поплотнее к телу, чтобы верхний край туго охватывал голову и шею ребенка, а излишек оказался у вас за спиной.

2. Подтяните лоскут так, чтобы ребенок мог сидеть на его нижнем краю, как в чаше цветка.

ПОЛОЖЕНИЕ "КЕНГУРУ" (ЛИЦОМ ВПЕРЕД)

Детям от 3 до 6 месяцев (а некоторым и раньше) может понравиться положение "кенгуру", или "лицом вперед". Как только ребенок научился поворачивать голову и в нем пробудилась любознательность, положения "уютно свернувшись" и "в колыбели" могут показаться ему слишком скучными, он захочет больше видеть. Положение "кенгуру" предназначается для очень активных детей, которые хотят, чтобы у них был обзор в 180. Если ваш ребенок принадлежит к числу таких "шустриков", которые начинают кричать и брыкаться, если их укладывают в положение "в колыбели", то "кенгуру" - хороший выход из положения.

Чтобы определить, созрел ли ваш ребенок для того, чтобы его носили лицом вперед, проделайте следующее: без всякого лоскута прижмите ребенка к груди так, чтобы на ней покоились его голова и спина; поддерживайте его за ноги так, чтобы они были прижаты к животику. Это поза от коликов (см. с. 392). Немного походите, слегка поворачиваясь то в одну, то в другую сторону, чтобы ребенок мог видеть все перед собой. Если это ему понравилось, возможно, он дорос для положения "кенгуру".

В 6 месяцев почти все дети любят сидеть, глядя вперед. Они могут использовать край лоскута как руль и показывать, куда им хочется, оттягивая его в нужную сторону. Если положение "кенгуру" практиковалось с раннего возраста, оно может нравиться детям до года и более. Чтобы носить ребенка в положении "кенгуру", проделайте следующее:

1. Поверните ребенка лицом вперед, одной рукой придерживая его ножки и прижимая его спиной к вашей груди. 2. Свободной рукой оттяните край лоскута, чтобы получилось подобие кармашка. 3. Мягко опустите ребенка в этот кармашек: он должен войти туда задом, скользнув спиной по вашей груди при подстраховке рукой. Большинство детей сидят на дне кармашка, скрестив ноги. Но некоторые любят так сгибаться, что их ножки вылезают за край лоскута.

Боковая посадка. Это одна из разновидностей положения "кенгуру". Укладывают ребенка так же, но затем его ножки поворачивают в левую сторону (лямка - на правом плече), а для головы делают гнездышко в нескольких сантиметрах под кольцами.

ПОЛОЖЕНИЕ "НА БЕДРЕ"

В возрасте от 4 до 6 месяцев, когда ваш ребенок уже сидит без посторонней помощи, его можно носить на бедре. Выполняйте следующие рекомендации:

1. Большинство родителей предпочитают носить ребенка на бедре, противоположном доминирующей руке. Например, если вы правша, то ребенка лучше носить на левом бедре. 2. Левой рукой, если вы правша, придерживайте ребенка на левом плече. 3. Правой рукой засуньте ноги ребенка в лоскут так, чтобы он сидел на вашем бедре, обхватив ногами ваш левый бок. 4. Установите лоскут так, чтобы нижний его край проходил точно под коленями ребенка, а сам лоскут охватывал его ягодицы. Подтяните верхний край, чтобы он проходил подмышками ребенка и по лопаткам.

Некоторым детям нравится в этом положении немного откидываться назад. Желание в какой-то мере отодвинуться от вашего тела вполне естественно, и теперь малыша не надо окутывать так же плотно, как в положении "уютно свернувшись". Попробуйте предложить ребенку игрушку или привлеките его внимание к себе, чтобы убедить его в том, что ему лучше прижаться к вам поближе, а не отталкиваться.

Варианты положения "на бедре". Ребенка можно легко переместить из положения "на бедре" в еще более безопасную позицию, при которой его ножки охватывают ваше бедро не сбоку, а скорее сзади, а голова находится у вас за плечом. Это положение лучше всего подходит для детей, начинающих ходить, и удобно, когда вам нужно что-то сделать, не позволив ребенку дотянуться. Тот по-прежнему может смотреть, чем вы занимаетесь, выглядывая из-за вашего бока. Однако не перемещайте ребенка еще дальше за спину (если, конечно, конструкция, поддерживающая малыша, не предназначена именно для этой позиции).

Чтобы изменить положение "на бедре" в "уютно свернувшись", достаточно соединить ноги ребенка спереди и засунуть их в лоскут так, чтобы малыш свернулся у вас на груди. Подтянув верхний край лоскута, вы создадите необходимые условия для кормления ребенка, скрывшись от посторонних взоров.

Чтобы добиться максимального удобства и для вас, и для вашего младенца, стоит перепробовать всевозможные позиции и положения и выбрать оптимальные. Чем раньше вы начнете носить своего ребенка (лучше всего - с момента рождения), тем легче он привыкнет к лоскутному держателю. Однако начать обучение можно даже в 6 месяцев и позже, но в таких случаях на первых порах вам потребуется немало терпения и выдумки, чтобы удержать его на месте.

Безопасность ношения детей.

Конструкции, выпускаемые известными фирмами, конечно, проходят проверку на надежность, тем не менее многое зависит и от вас. Поэтому старайтесь соблюдать следующие правила при ношении вашего ребенка:

- Если вы только учитесь носить ребенка, придерживайте его руками. Постепенно у вас войдет в привычку придерживать ребенка (как и обхватывание живота во время беременности). Достигнув совершенства в искусстве ношения ребенка, вы можете смело оставлять одну, а то и обе руки свободными.

- Пока ребенок еще совсем крошечный и лежит, свернувшись калачиком, свободную руку (без лямки) держите у переднего края лоскута. Это дополнительно предохранит вашего ребенка, пока вы учитесь.

- Когда носите ребенка лицом вперед, обхватите его спереди двумя руками или одной, если он повернут вбок.

- При положении "на бедре" следите, чтобы верхний край лоскута находился по крайней мере на уровне лопаток. Некоторые дети любят изгибаться так, что вся спина вылезает наружу. Будьте внимательны и проверяйте положение ребенка в лоскутном держателе.

- Дети постарше пытаются привставать в лоскуте. Подстраховывайте ребенка при подобных поползновениях.

- Снимайте с себя малыша, когда готовите еду, едете на велосипеде или в машине. В данном случае лоскутный держа гель с лямкой не может соперничать со специально приспособленным сиденьем.

- Избегайте резких движении. Дети часто выпадают, когда мать резко разворачивается за чем-нибудь (например, чтобы спасти другого ребенка, забыв при этом, что на ней се собственный). Чтобы такой неприятности не случилось, потренируйтесь: резко повернитесь, пытаясь поднять рукой что-нибудь с пола, и при этом придерживайте ребенка другой рукой. Такое упражнение поможет выработать у вас соответствующую привычку.

- Если вы носите ребенка в лоскутном держателе и вам нужно наклониться, научитесь сжимать колени, а не гнуться в поясе: при этом вы должны поддерживать ребенка одной рукой, пока другой что-то поднимаете.

- Дети постарше, когда вы их несете в держателе, практически находятся на высоте вашего роста и могут схватить опасный или бьющийся предмет с полки. Помните об этом и держитесь на расстоянии вытянутой руки от предмета, представляющего потенциальную опасность.

- Проходя в двери или огибая углы, следите за тем, чтобы ребенок не высунулся из-под вашей руки и не ударился о стену или дверной косяк.

- Не пейте горячего, когда носите ребенка; есть не противопоказано. Если мамы, у которых на руках малыш, не будут питаться, они просто умрут голодной смертью, в то же время, если, когда вы едите, на голову ребенка и упадет немного салата, это не причинит ему особого вреда.

НОСЯЩИЙ РЕБЕНКА ОТЕЦ БЕРЕТ НА СЕБЯ ЧАСТЬ ЗАБОТ

Как отец и признанный "детоноситель", я заявляю, что для ребенка очень важно привыкнуть и к отцовскому обращению. У отца совсем другая походка, и ребенок учится чувствовать эту разницу. Излюбленными для пап позициями, как правило, бывают "уютно свернувшись" и "гнездышко под шеей".

"Гнездышко под шеей". Положите ребенка в положение "уютно свернувшись" и немного приподнимите его, чтобы голова прильнула к вашей шее и на нее лег ваш подбородок. Это положение покажется вам одним из самых удобных и спокойных. При этом у папы есть некоторое преимущество по сравнению с мамой. Дело в том, что ребенок может слышать не только ушами, но и скулами. Поместив ребенка прямо напротив вашей "музыкальной шкатулки", у шеи, вы можете ему что-нибудь мурлыкать или напевать, а частота низкого мужского голоса, которую ребенок воспринимает лучше, может сразу же убаюкать его. Можете прогуливаться, покачиваясь, и напевать какую-нибудь успокаивающую песенку.

Другое преимущество этого положения заключается в том, что кожа на голове ребенка ощущает тепло вашего дыхания. Опытные мамы знают, что иногда успокоить ребенка можно простым дуновением на его голову. Это называют "волшебным дыханием". Моим детям положение "гнездышко под шеей" нравится больше всех прочих поз, да и мне тоже. Папы, возьмите на себя часть заботы по ношению ребенка!

"Тепло и мягко". Это особая разновидность положения "уютно свернувшись", предназначенная исключительно для мужчин. Для этого нужно, чтобы ухо ребенка вплотную приникло к вашей груди. Сочетание ритма вашего сердца и движения вашей грудной клетки с ощущением вашего брюшного дыхания и ритма ходьбы - все это дарит ребенку неповторимое блаженство, которое он может получить на руках у отца. Если малыш заснул в этом положении, что обычно и происходит, лягте рядом с ним и постарайтесь поспать вместе (см "Носить, чтобы убаюкать" на с 302).

Когда ребенок хорошо чувствует себя на руках у папы, это особенно важно, если в семье растет малыш с повышенными запросами. Теперь у мамы появляется возможность передохнуть - иначе она просто не выдержит. Вот что обычно случается в таких семьях (рассказ одной мамы).

"Я люблю своего малыша, но он как раз из тех детей, которые требуют к себе особого внимания. Мне приходится таскать его на себе постоянно. Он буквально вымотал меня, я очень устала. Мой муж не умеет успокаивать шумных детей, поэтому я не могла доверить ему ребенка, когда тот капризничал. Лоскутный держатель стал разрешением проблемы. С тех пор как муж научился носить в нем ребенка и я увидела, что это ему по душе, я безбоязненно доверяю ему малыша. Вначале я сомневалась, сможет ли ребенок успокоиться на руках у мужа, но как только он приобрел необходимые навыки и с удовольствием стал выполнять свои новые обязанности, я почувствовала большое облегчение. Хотя я по-прежнему ношу нашего малыша значительную часть времени, помощь мужа обеспечивает мне столь необходимый отдых".

ДРУГИЕ ЛЮДИ В КАЧЕСТВЕ "ДЕТОНОСИТЕЛЕЙ"

Ребенок, привыкший к тому, что его носят родители, не будет беспокоиться, если это начнет делать кто-то другой, лишь бы кусок холста, в котором его носят, оставался прежним. Этот лоскут становится "домом" для маленького создания.

Те, кто носит детей, и те, кто с ними сидит.

Родители детей, требующих к себе особого внимания, рассказывали нам, что опасались оставлять детей с кем-либо другим: никто, кроме них, не сможет успокоить их капризное чадо. Проще это сделать тому, кто носит ребенка (если малыш, конечно, знаком с таким образом жизни). Барбара, очень занятая мама, для которой использование лоскутного держателя стало единственной надеждой на спасение, поведала нам: "Джэйсон так хорошо себя чувствует в лоскуте, что я могу безбоязненно доверить его на некоторое время другому человеку. Иногда, если я спешу, я просто подзываю этого человека к двери и передаю ему Джэйсона в упаковке - это напоминает передачу эстафетной палочки. И другой опекун продолжает носить малыша. Сын просто забыл, что такое капризничать, и мне стало значительно легче".

Братья и сестры, носящие малышей.

Когда мы, взрослые, носим своих младенцев, мы показываем остальным детям, как большие заботятся о малышах. Наши дети и внуки, вырастая, берут на вооружение именно тот стиль ухода за детьми, к какому привыкли с детства, видя, как это делается в их семьях. Наши дети, например, иногда даже своих кукол носили в самодельных приспособлениях, подражая нам. Однажды нашу шестилетнюю дочку Хэйден в школе попросили нарисовать маму с малышом. И она нарисовала их как нечто единое. В этом нет ничего удивительного - ведь она с первых месяцев жизни знала, что мама все время ходит с ребенком и что они неразделимы.

Особый случай: подростки и "десантнички".

Многие девочки-подростки любят возиться с малышами и носить их, чего нельзя сказать о мальчиках. Но бывают и исключения. Вот как случилось, что наш четырнадцатилетний сын Питер заразился этим делом и стал носить своего двухмесячного брата Стивена. Марту попросили провести беседу с женами военнослужащих местной морской базы, целью которой было приобщить их мужей к воспитанию детей. Марта предложила им сшить лямочные держатели из камуфляжной ткани. Папам пришлась весьма по душе эта идея, и они с удовольствием стали носить своих новоявленных "десантничков". А Питер, который в то время был буквально помешан на всем, что имело отношение к армии, дождаться не мог, когда и ему позволят надеть этот лоскут цвета хаки и поносить своего братика. Очень важно воспитывать в подростках нежность. Как трогательно бывает видеть заботу со стороны мужчин и подростков о младенцах!

НОСИТЬ, ЧТОБЫ УБАЮКАТЬ

Уже 9 часов вечера, вы устали, а ребенок - еще нет. Уложите его поудобнее в лоскут и походите по дому, пока он не устанет. Это мы называем "носить, чтобы убаюкать".

Молодые родители обычно считают, что ребенок засыпает в какое-то определенное время. Полусонного младенца укладывают в колыбель, целуют в щечку, гасят свет и покидают комнату. И ребенок тихо и спокойно отходит ко сну... Так бывает только в книгах, в кино и с чужими детьми, а не со своими и не в реальной жизни. Большинству детей необходимо, чтобы их убаюкали чьи-то заботливые руки. Так им легче перейти из состояния бодрствования в сон.

Когда вы почувствуете, что ребенок готов уснуть, или вам самим надо, чтобы он уснул, поносите его в лоскуте в положении, которое, по вашим наблюдениям, наименьшим образом возбуждает его активность и более всего располагает ко сну. Походите по дому; попробуйте покормить его грудью на ходу. Когда ваш ребенок находится в состоянии глубокого сна (что легко узнать по спокойно-безмятежному лицу и расслабленной позе), склонившись над кроватью, уложите в нее малыша и аккуратно снимите с себя лямку. Оставьте ребенка в лоскуте, который можно использовать как покрывало. Если он лучше спит с краю, подоткните лоскут так, чтобы предохранить малыша от падения. Сон может быть не только глубоким, но и поверхностным. В этом состоянии ребенок беспокоен, отмечается быстрое движение глаз. Если положить его в этот момент, он может проснуться и попытаться уползти. Попробуйте, придав ему положение "уютно свернувшись", прилечь вместе с ним, не вынимая его из лоскута. Ритм вашего сердца и дыхания убаюкает ребенка и погрузит в глубокий сон. Тогда вы можете повернуться и освободиться от лоскута - малыш, как правило, продолжает спать.

Убаюкивание ношением особенно полезно для тех, кто засыпает с трудом. Иногда достаточно оставить в покое ребенка, уютно свернувшегося у вас на груди, чтобы вы оба могли вздремнуть. Этот тихий час можно провести на полу, на кушетке или в любом другом месте, где ребенок и тот, кто его носит, могут удобно расположиться для сна.

НОШЕНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Как кормить грудью ребенка, не снимая его.

За последние 10 лет все больше мам возвращаются к тому, чтобы кормить ребенка грудью. Использование лоскутного держателя позволяет занятой своими делами маме буквально "на ходу" накормить малыша отличным молоком, не отвлекаясь для этого специально.

Преимущества.

Это удобно. Возможность кормить ребенка, не снимая его, облегчает жизнь как матери или кормилице, так и самому малышу, которому на первых порах, когда он усиленно растет, особенно необходимо частое питание. Мать может заниматься делами по дому и при этом всегда быть готовой удовлетворить потребности своего чада. Эти удобства сохраняются и вне дома. Если вы находитесь в магазине, а вам нужно срочно покормить ребенка грудью, вы не будете испытывать неудобства, поскольку лоскут, которым он привязан к вашему телу, укроет вас от нескромных взглядов. Такой способ удобен в ресторанах и других подобных заведениях, где не следует привлекать внимание посетителей к беспокойному ребенку. Хозяева ресторанов с большей охотой смирятся с малышом, который незаметно кормится грудью, чем с орущим и голодным. Кроме того, дети, которых вы часто выносите "на публику", привыкают и обычно более спокойны, а потому более приемлемы там, где согласно традиции и неписаным законам общества их пребывание вообще нежелательно.

Организация кормления. Некоторые дети лучше питаются на ходу, особенно те, у кого по каким-либо причинам затруднен процесс сосания. Такой способ снимает у ребенка внутреннее напряжение. Так, некоторые дети при обычном способе кормления постоянно пытаются изогнуться, откинуться назад. Находясь в лоскутном держателе, они берут грудь намного лучше. Этому способствует эффект, обусловленный самим положением ребенка в лоскуте. При этом тело его расслабляется, то же происходит и с мышцами, участвующими в акте сосания. Если ваш малыш лучше сосет на ходу, уложите его в лоскут, придав ему правильное положение, и тут же начинайте двигаться.

Кормление грудью в лоскуте позволяет маме заботиться, помимо новорожденного, и о других детях в семье, уделять им больше внимания. Вот что сказала мне одна мама: "Когда я кормлю в лоскуте моего нового малыша, у меня остаются свободными руки, чтобы поиграть с нашим старшеньким. Это чудесный способ - он позволяет избежать соперничества братьев, а мне - уделять достаточно тепла обоим детям".

Этот способ помогает детям, плохо набирающим в весе. В нашей практике был случай, когда у ребенка темпы роста этого показателя были ниже среднего, и мы отчаялись найти этому разумное объяснение. Когда же мы попросили маму носить своего ребенка хотя бы несколько часов в сутки и кормить его в это время, результаты были просто ошеломляющие.

Мамы утверждают, что при таком способе кормления дети питаются чаще и полноценнее и растут прямо на глазах. Это еще раз подтверждает то, что уже давно известно исследователям: близость к матери побуждает ребенка питаться чаще. Не исключена и обратная связь - близость ребенка помогает матери быстро распознавать, что малыш голоден, и ее организм незамедлительно реагирует на это. К тому же, поскольку источник молока и уюта всегда рядом, ребенку не надо тратить силы на то, чтобы подозвать маму, и эти силы идут на рост (см. также разделы, посвященные недоношенным детям и детям с замедленным развитием на с. 308).

Положения для кормления ребенка в лоскуте.

Положение "в колыбели" наиболее часто используется для кормления грудью. Тем не менее сам по себе лоскут не позволяет прижать ребенка так плотно, чтобы тот смог присосаться к груди, - необходимо придерживать его рукой для большего контакта (руку подкладывают под голову и спину ребенка, находящегося на боку в таком положении, что он может прильнуть к груди, не поворачивая головы). Другую руку можно просунуть под лоскут, чтобы поддерживать грудь. Если же эту руку вы хотите оставить свободной, можно положить под грудь чистое полотенце, чтобы зафиксировать ее на удобном для ребенка уровне.

Охватывающее положение. В первые месяцы жизни дети могут отдавать предпочтение этому способу кормления. Используя разновидность положения "уютно свернувшись", переложите ребенка в боковое положение "в колыбели", чтобы его голова оказалась прямо перед грудью, а руки лежали на согнутых ногах. Одной рукой можно поддерживать его и прижимать к груди, а другой (под лоскутом) - помочь ему присосаться. Охватывающее положение особенно полезно в первые недели, когда младенец только учится захватывать сосок. В таком положении малыши берут грудь лучше и сосут дольше. Хорошо подходит оно и для любителей изгибаться назад - предохраняет от резких движений при кормлении.

Как помочь движению пищи. Чтобы помочь ребенку, смените описанную позицию на положение "уютно свернувшись", при этом поверните малыша вертикально, чтобы вышел воздух, который он заглотнул при сосании. Прижмите малыша животиком к своей груди и поглаживайте его по спине.

Работать, не снимая ребенка.

Вы можете носить на себе малыша и при этом жить полнокровной жизнью. Представительницы других культур используют всевозможные лоскутные держатели, так как они не расстаются с ребенком ни когда работают, ни когда куда-нибудь идут. На Западе женщины тоже все время на ногах, однако детей с собой не носят.

Многие мамы, которые часть времени работают вне дома, имеют возможность брать с собой своих детей. Они называют это "работать, не снимая малыша". Такие занятия, как торговля недвижимостью, содержание магазина, демонстрация продуктов или даже уборка помещения, вполне совместимы с ношением детей.

Многие наниматели с самою начала настроены недоброжелательно к тому, чтобы матери приносили детей с собой на работу, но мы просим их взглянуть на эту ситуацию объективно и по справедливости оценить ее преимущества. Часто даже работодатели обнаруживают, что матери, не расстающиеся с ребенком, работают более продуктивно, так как ценят предоставленную им возможность оставаться вместе с малышом. Они стараются доказать, что с успехом могут совместить два этих дела. Один же хозяин обнаружил, что ребенок на груди продавщицы даже привлекает в лавку покупателей; они восприняли это так, словно принцип "работать, не снимая малыша" был доброй старой традицией в этом магазинчике, и смотрели на это как на нечто вполне нормальное. Попробуйте и убедитесь сами.

С ребенком по делам и в ресторан.

Так часто молодым мамам приходится произносить: "Я бы с удовольствием пошла, но ведь у меня ребенок..." Проходит несколько месяцев, и некоторые матери начинают ощущать, что жизнь проходит мимо, и буквально сходят от этого с ума. Между тем в отношениях матери и ребенка нет ничего такого, что вынуждало бы ее безвыходно оставаться дома. Просто мать новорожденного обычно не готова к тому, чтобы куда-то вывозить свое чадо. Если же вы будете пользоваться лоскутным держа гелем, то сможете не обрекать себя на вынужденное многомесячное затворничество и в то же время постоянно быть рядом с ребенком.

А вот другой сюжет: вскоре после рождения ребенка папа говорит: "Дорогая, как насчет того, чтобы провести вечер в ресторане?" А мама отвечает: "Но мы же не можем оставить малыша?!" Где же решение этой дилеммы? В возможности носить ребенка с собой. Дети тихо ведут себя даже в ресторане, если они находятся в лоскуте, и не беспокоятся. Обычно их хоть и видно, но не слышно. В таком положении малыша можно без стеснения кормить грудью, и это не раздражает даже владельцев ресторанов.

Как носить детей во время путешествия.

Лоскут с лямкой становится для ребенка безопасной защитной оболочкой, если вы, например, заходите в магазин или оказываетесь в местах, где толпится народ. Тащить за собой по переполненному залу магазина или аэропорта ребенка, едва научившегося ходить, стоит немалых нервов. А представьте себе, что случится, если его рука выскользнет из вашей или вы отвлечетесь и отпустите его коляску?!

В возрасте от 1 до 2 лет, когда ребенок начинает ходить, он постоянно вырывается из ваших рук, пытаясь изучать окружающий мир. В местах, где малышу самостоятельно гулять небезопасно, ему, конечно, лучше оставаться у вас на груди. Замечали ли вы когда-нибудь, что личико стоящего 2-3-летнего ребенка находится как раз на том уровне, на котором люди держат зажженную сигарету? Деловые люди, совершающие вояжи по магазинам, часто могут не заметить маленького человечка. Лоскутный держатель позволяет поднять малыша на безопасную высоту, и будьте спокойны - уж теперь он никуда от вас не скроется.

Взрослые во всем мире почти целый день проводя г на ногах, если малыш при этом находится у вас на груди, такие перемещения облегчаются. Во время путешествий ребенку приходится все время иметь дело с изменением обстановки. И такая смена декораций, и переход от сна к бодрствованию в лоскутном держателе даются ему легче. При этом, пока вы стойте в очереди в аэропорту, ваш ребенок может блаженствовать в уюте и безопасности. Если он немного раскапризничается в самолете, пройдитесь с ним по салону, чтобы он увлекся созерцанием новой обстановки Когда в номере отеля придет время малышу уснуть, положите его на кровать в лоскуте и полежите немного рядом. Дом для ребенка - это место, где есть мама и папа, а лоскут - это его собственный домик. Именно он позволяет ему легче привыкать к новым условиям и делает путешествие более приятным для всей семьи. Вот еще несколько способов применения лоскутного держателя во время путешествия:

В качестве подушки. Сложенный лоскут является отличной подушкой, необходимой при кормлении грудью или которую вы подкладываете, когда ребенок лежит у вас на коленях. Складывайте его так, как он был упакован при покупке.

Для замены пеленок. Положите лоскут на пол или на столик (но не оставляйте ребенка на столе без присмотра), положите голову ребенка на плечевую подкладку, как на подушку, - и у вас получится очень удобная поверхность для замены пеленок. Не забудьте во время замены подложить под ребенка чистую пеленку, чтобы защитить лоскут.

В качестве покрывала. Под ним малышу тепло, можете и вы, укрывшись им, немного вздремнуть или, не притекая внимания окружающих, подмыть ребенка.

Для поездок в автомобиле. В первые месяцы жизни ребенка подбитый ватой край лоскута укладывают вокруг головы малыша - для безопасности во время движения. Мы обычно переносили ребенка из дома в машину, аккуратно клали на сиденье и использовали лоскут, чтобы удерживать ею голову в удобном положении. В конце поездки мы выносили спящего ребенка в лоскуте из машины и надевали лямку на себя. Обычно эту операцию выполняли два человека, пока один держал на руках лоскут с ребенком, другой надевал лямку ему на плечо.

НОШЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ

Рассматриваемый нами способ способен помочь преодолеть некоторые трудности даже при возникновении в семье особых обстоятельств и при уходе за детьми, требующими повышенного внимания.

Ношение близнецов.

После первых 2 месяцев близнецов обычно уже слишком тяжело носить на руках. Лоскут с лямкой поможет и в этом случае. Одного ребенка можно носить в лоскуте, а другого - на руках. Эго значительно безопаснее, чем держать на руках обоих, как вы это делали раньше. Можно приобрести лямочный держатель для каждого ребенка и родителя. Помимо того что эта практика облегчает жизнь родителям, она еще и способствует лучшему общению детей.

Медицинские выгоды ношения ребенка.

Недоношенные дети. Период развития недоношенного ребенка в материнской утробе сокращается на несколько недель, а то и месяцев. Выхаживают таких младенцев в специальной камере, которая остается неподвижной. Исследования же показывают, что если таких детей поместить в движущуюся камеру, они быстрее набирают вес и реже страдают синдромом прекращения дыхания. Специалисты, занимающиеся изучением новорожденных, сконструировали много различных движущихся камер, в том числе и качающиеся водяные постельки.

А группа специалистов по уходу за новорожденными Южной Америки сделала выдающееся открытие. Не все больницы могут себе позволить детские инкубаторы и прочее оборудование для выхаживания недоношенных. Приходилось прибегать к услугам матери. Новорожденного подвешивали к ней в специальной упаковке, похожей на лоскутный держатель. Ко всеобщему удивлению, такие дети развивались не хуже, а порой даже лучше, чем в искусственной камере. Отсюда исследователи сделали вывод, что лучше расти ребенку помогает его близость к матери: он чаще кормится, чувствует ее тепло, которое согревает его. Движения матери успокаивают малыша, и его энергия не затрачивается на крик, а идет на рост. Дыхание матери стимулирует дыхание ребенка (у этих детей реже отмечены случаи прерывания дыхания). Мама выступает для малыша в качестве своеобразного дыхательного метронома.

Как только недоношенный ребенок уже не нуждается в кислороде и внутривенных вливаниях, когда он вступает в фазу роста, мы рекомендуем носить его как можно больше, используя положение "кенгуру".

Дети с замедленными темпами развития. Ребенок с замедленными темпами развития тоже много приобретает, если его носят в лоскутном держателе. Иногда в силу каких-либо причин медицинского характера дети медленно набирают в весе, у них отмечается замедленное развитие. Мы не раз в своей педиатрической практике и при воспитании собственных детей убеждались, что, нося ребенка, мы помогаем ему быстрее развиваться.

Мои рекомендации родителям очень просты: "Надевайте лоскут с ребенком утром, а снимайте вечером, пусть малыш и дремлет, и бодрствует в нем. Носите его дома и на улице. Совершайте длительные прогулки в таком положении. Это поможет в развитии вам обоим".

Какая связь между ношением ребенка и темпами его развития? Движение очень много значит для роста ребенка. Он становится более спокойным. А раз он меньше кричит, значит, больше энергии остается для роста. Кроме того, постоянная близость матери способствует более частому кормлению - это еще одна причина ускорения развития. Не исключено, что в этом случае у малыша вырабатываются и некие гормоны роста (такие данные получены в эксперименте на животных). Помимо перечисленного, я склонен считать, что усиление роста основывается еще и на том, что все биологические системы ребенка работают лучше, когда он постоянно с матерью - в лоскуте.

Ребенок с отклонениями в здоровье.

Родители часто тратят много времени на занятия и курсы по уходу за ребенком и его воспитанию. Между тем самое хорошее и наиболее доступное средство - носить его на себе. Ребенку с нарушениями и различными отклонениями в состоянии здоровья это полезно вдвойне. Представьте, какую мощную стимуляцию он получает: слышит то, что слышите вы, видит то, что видите вы, двигается вместе с вами. Короче говоря, постоянно находится с вами в тесном контакте.

Лоскутный держатель удобен и для детей, больных церебральным параличом (с двигательными нарушениями). Положение "в колыбели" или "кенгуру" заставляет этого малыша слегка наклоняться вперед и не дает изогнуться назад, когда он может оказаться в неудобной позе. (См. далее в этой же главе "Ношение ребенка способствует его обучению").

ПОЛЬЗА НОШЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Выясняя, что же дает такой постоянный тесный контакт и для детей и для родителей, мы обнаружили много интересного. Поговорим о том, какую пользу приносит этот старинный способ ухода за детьми. Ношение ребенка на себе способствует внутренней его организации и лучшей регуляции его функций.

Гораздо легче понять смысл ношения детей, если считать, что полный период эмбрионального развития длится не 9, а 18 месяцев: 9 - в чреве матери и по крайней мере еще 9 - вне его. В первые 9 месяцев регуляция всех функциональных систем организма ребенка осуществляется автоматически. В момент рождения временно разрушается сложившемся организация. И чем быстрее удается наладить работу всех этих систем в автономном режиме, тем легче новорожденный справится с новыми условиями жизни. Решившись носить малыша в держат еле на себе, родители, используя опыт внутриутробного вынашивания, как бы создают искусственную систему, которая направляет в нужное русло дальнейшее его развитие и помогает устранить возникшие отклонения. Попытаемся представить себе, как работает регулировочная система. Например, ритм ходьбы матери, запечатленный в мои у ребенка еще при внутриутробной жизни, ритм, к которому он так привык за 9 месяцев, появляется вновь - теперь, когда он находится в этой своеобразной "наружной утробе", что действует на малыша успокаивающе. И сердечный ритм матери, такой знакомый и четкий, всякий раз, когда ребенок прислонится ухом к материнской груди, вызывает в нем воспоминания о звуках утробы. Другим биологическим регулятором является дыхание матери, которое ребенок ощущает, когда ею носят вплотную - грудь к груди, живот к животу. Можно смело утверждать, что отрегулированные ритмы взрослых помогают стабилизироваться несбалансированным ритмам ребенка.

С другой стороны, близость матери стимулирует выработку у ребенка гормонов, регулирующих деятельность выделительной и нервной систем. Исследователям удалось доказать, что длительный тесный контакт матери с ребенком, когда она носит его на себе, способствует быстрейшему становлению у ребенка суточных биоритмов, выработке гормонов, ответственных за ночной сон и бодрствование днем.

Голос матери, который ребенок все время слышит, находясь в лоскутном держателе, способствует развитию координации его движений. В 1994 г. анализ движений ребенка, с которым разговаривала мать, позволил установить, что они абсолютно синхронны с изменениями ее интонаций, но не зависят от голоса чужого человека. А ритмические движения матери помогают лучшей скоординированности обычно хаотичных и неуправляемых движений новорожденных.

Положительно сказывается такой способ ношения и на вестибулярном аппарате ребенка. Эти центры, находящиеся у человека за ушами, помогают сохранять равновесие. Например, если вы слишком сильно наклонились в одну сторону, вестибулярный аппарат просигнализирует вам, что необходимо податься в другую, чтобы не упасть. Этот аппарат подобен гироскопу с 3 уровнями. Один из них: вправо-влево, другой: вверх-вниз, третий: вперед-назад. И все эти уровни работают синхронно, обеспечивая равновесие тела. Когда ребенка несут, он перемешается по всем трем направлениям. Каждый раз, когда малыш куда-либо смещается, сигнал в виде нервных импульсов передается мышцам тела ребенка для сохранения равновесия. Перед появлением на свет ребенок обладает очень развитым вестибулярным аппаратом, так как в утробе плод находится почт все время в движении. Если вы постоянно носите ребенка на себе, это не позволяет ему "забыть" приобретенные навыки и постоянно тренирует чувство равновесия.

Что может произойти, если ребенок лишен всех преимуществ тесного контакта с матерью, все время лежит пластом в колыбели и его берут только, чтобы покормить и перепеленать, а затем он снова разлучен с матерью? У ребенка есть унаследованное стремление к организации, адаптации к новым условиям. Но если всю эту работу переложить на него одного, лишить его частого контакта с матерью, он может стать беспокойным, появляются беспорядочные движения конечностей, подергивания, неуклюжие и нервные сосательные движения при кормлении, прерывистое дыхание, нарушение сна. Ребенок, которого вынуждают к самоорганизации раньше срока, тратит много сил на самоуспокоение - ту энергию, которую мог бы использовать для роста и развития.

Беспокойство и расстройства в поведении - это плохие симптомы, результат потери координирующего воздействия близости с матерью. Не следует предоставлять детей самим себе, как советуют иногда родителям, - это истощает силы ребенка. Такой стиль обособленного воспитания не имеет преимуществ; необходимость в нем не подтверждается ни здравым смыслом, ни опытом, ни научными исследованиями. Наоборот, последние как раз подтверждают, что ребенок ведет себя более беспокойно, если разлучен с матерью. Хотя существует много концепций воспитания детей, весь наш опыт показывает: для нормального психического, интеллектуального и эмоционального развития малыша ему нужно всегда быть вместе с мамой, а ей - носить младенца на себе.

Ношение детей избавляет их от беспокойства и колик.

На протяжении курса обучения у нас многие родители не раз утверждали: "Мой ребенок доволен тем, что я его ношу". При этом многие беспокойные ранее дети забывают, что значит капризничать. Родителям общение с уравновешенными детьми доставляет больше удовольствия, а дети счастливы, так как у них пропадает охота плакать, - в семье воцаряется покой. Счастлив и я как врач, поскольку, кажется, мы нашли путь, позволяющий уменьшить беспокойство малыша. Вдохновленный этим новым объяснением давно известного способа, я задумался: почему же дети, которых носят, менее крикливы и знают ли об этом другие педиатры?

В 1986 г. в Монреале группа исследователей наблюдала почти за сотней мам, половине из которых было предложено носить ребенка на руках или в лоскуте хотя бы 3 часа в день, а другим (контрольная группа) – укладывая малыша в колыбель, успокаивать его, показывая картинки, игрушки, но не брать на руки. Выяснилось, что дети, которых носили, капризничали почти вдвое реже. Особенностью эксперимента было то, что матерей просили носить малыша весь день, независимо от его поведения (ведь у нас на Западе принято брать ребенка на руки, только когда он забеспокоится).

Мы собрали труды антропологов, которые изучали практику ношения детей у других народов, и вновь убедились: дети, которых носят, а не оставляют в колыбели, кричат меньше. У нас ребенок за весь день может прокричать несколько часов, в то время как в других культурах такой счет идет на минуты. Итак, мы убедились (в том числе и на основании собственного исследования), что ребенок, которою родители носят на себе, становится более спокойным. Возникает вопрос: почему? Прежде всего, при этом способе, как уже говорилось, тренируется вестибулярный аппарат младенца. Вестибулярная стимуляция (например, покачивание), как показывает многовековая практика, наилучший способ успокоить кричащего малыша.

Вестибулярная стимуляция, возникающая при ношении ребенка, благотворно влияет на него, пробуждая воспоминания о привычном, оставшемся в его мозгу (о материнском чреве). И это помогает ему справиться с тем новым, необычным, что пришло в его жизнь после рождения. А значит, уменьшаются тревога и потребность выразить ее в крике.

Мы можем, конечно полагать, что рождением завершается становление вполне полнолноценного человека, готового тут же войти в наш мир. Но не будет ли это ошибкой и не лучше ли посмотреть на новорожденного, как на нечто незавершенное? Продолжая носить его (но теперь уже не в себе, как раньше, а на себе), вы в какой-то мере воспроизводите привычные для него условия, что дает ему возможность лучше адаптироваться в этом мире. Он чувствует свою самоценность, если с ним обращаются соответствующим образом. Нося ребенка, вы больше привязываетесь к нему.

Если ребенка носят, он меньше кричит, а родители лучше с ним справляются.

Когда мы наставляли родителей шумных малышей, то преследовали две цели: охладить темперамент их чада и развить у родителей привязанность к ребенку. То и другое осуществимо, если вы носите своего малыша. Создав для него среду, воспроизводящую условия, к которым он привык в материнском чреве (поместив ею в лоскут с лямкой), мы уменьшаем факторы его беспокойства. Даже когда ребенок, которого вы носите, плачет, сам характер его плача будет иной. Родителям следует знать, что не всегда они виноваты в том, что ребенок плачет, поэтому не стоит пытаться заставить его замолчать. Лучшее, что вы можете сделать, это не давать ему плакать в одиночестве. Нужно создать для него уютное и безопасное гнездышко, где ему меньше будет хотеться плакать. И лоскутный держатель поможет вам в этом.

Ношение ребенка способствует его обучению.

Если дети тратят на беспокойство и плач меньше времени, то что они делают с этим выигранным временем и энергией? Мы уже обсудили, что ношение ребенка способствует его росту и физическому развитию. А сказывается ли оно на его умственном развитии? Мои, да и не только мои наблюдения позволяют сказать, что дети, которых носят, большую часть времени не спят, а бодрствуют (состояние так называемого "спокойного внимания"). При этом ребенок спокоен и удовлетворен, настроен на контакт с окружающим миром. Можно сказать, что это оптимальное состояние для познания вещей.

Исследователи отмечают следующие положительные моменты "спокойного внимания": дети, которых носят, больше расположены присматриваться и прислушиваться к окружающему. Стабильность психической системы ребенка зависит от его способности спокойно вести себя в состоянии бодрствования, причем особенно благотворно состояние "спокойного внимания".

Кроме того, родителям удобнее общаться с ребенком, находящимся в таком состоянии. При положении "в колыбели" ребенок обращен лицом к матери, а это, по мнению исследователей, лучше всего помогает установить связь между людьми.

В положении "кенгуру" у ребенка великолепные условия для созерцания мира - обзор в 180. Он учится выбирать: смотрит на что хочет, и отводит взгляд с того, что его не привлекает. А возможность выбора способствует обучению.

Ребенок, которого носят, больше приобщается к миру.

Другой особенностью, стимулирующей познание, является возможность глубокого проникновения ребенка в мир того, кто его носит. Он видит то, что видят его мать и отец, слышит то, что они слышат, а иногда и чувствует то же, что они. Он больше привыкает к лицам родителей, их походке, запаху и познает мир через выражение их лиц, язык тела, интонации голоса, их чувства. А у родителя появляется возможность обращаться к ребенку гораздо чаще, - хотя бы потому, что тот все время находится у него "прямо под носом". Близость углубляет общение; ребенок как бы постоянно участвует во всем, что делают родители. Например, малыш, лежащий в лоскуте в то время, когда мать моет посуду, постигает цвет, запах и вкус взрослого мира. Он имеет хорошую возможность изучать все, что делается вокруг.

А что дает такой подход при воспитании ребенка, когда большую часть дня он отделен от матери, когда его берут и общаются с ним только по необходимости? Голоса, которые он слышит в соседней комнате, с его бытием никак не связаны. А поскольку они для него ничего не значат, то и не запечатлеваются. Для ребенка, который существует сам по себе, обычный ежедневный опыт не содержит никакой познавательной ценности. Мать же при таком способе общения с ребенком лишена ценности крепких связей с ним. Как правило, она строит свою жизнь и деятельность, не отводя в ней должную роль своему ребенку. В лучшем случае он зритель, а не участник.

Мать, носящая ребенка, напротив, в силу привычки к постоянному его присутствию автоматически соотносит с ним все действия. Малыш в свою очередь чувствует, что он - участник событий, и это - настоящая вспышка света для его формирующегося самоуважения.

Как ношение ребенка способствует развитию его познания.

Мозг малыша развивается и растет под воздействием внешнего мира, совершенствуется также нервная система. Ребенок, которого носят, глубоко связан с миром родителей: ему предоставляются ощущения на их выбор с одновременной защитой от раздражителей, способных повредить или перегрузить его нервную систему. Поскольку находящийся в поддерживающем лоскуте ребенок участвует в том, что делает мать, в его мозгу скапливаются тысячи воспоминаний, так называемых "примеров поведения". Они подобны тысячам короткометражных фильмов. которые хранятся в фильмотеке его мозга, пока ребенок не попадает в сходную ситуацию - тогда фильм и всплывает. Например, мамы часто говорят мне: "Как только я возьму лоскут и надену его, малыш весь встрепенется, тянет ко мне ручки, словно в предвкушении того, что скоро он окажется у меня на руках, в моем мире".

Я заметил, что лети, которых носят, более внимательны и склонны "побеседовать" с вами. Бесспорно, что такой способ воспитания способствует развитию речи. Благодаря тому, что ребенок внимательно следит за вашими глазами, ртом, мимикой, он активнее вовлекается в разговор и учится еще одному, весьма ценному для общения качеству - умению слушать.

Обычные окружающие нас звуки могут, как помогать ребенку познавать мир, так и просто беспокоить его. Если ребенок один, эти звуки могут пугать его. Когда он на руках у взрослых, они имеют для него познавательную ценность. Мама ограждает малыша от всего, что считает неприемлемым; она же, когда он слышит незнакомые звуки, дает ребенку понять, что все в порядке, поводов для беспокойств нет.

Родители иногда волнуются, что ребенок, если его все время носить, не научится ползать, передвигаться. Но вы всегда можете спустить малыша на пол и дать ему насладиться свободой движений. К тому же ваши волнения необоснованны - такие дети даже опережают других в физическом развитии по двум причинам: тесный контакт с родителями хорошо влияет на их нервную систему, а кроме того, у них масса энергии, не растраченной на крик.

Ношение детей усиливает их связь с родителями.

О понятии "связь" много написано в последнее время, но мало кто понимает его смысл. Связь не возникает мгновенно, это процесс постепенный. Иногда связь родителей с детьми устанавливаем быстрее и бывает прочнее, процесс ношения ребенка способствует ее укреплению.

Решившись носить ребенка, мать получает возможность правильно начать строить свои взаимоотношения с ним, и многое в дальнейшем зависит от этих первых шагов. Мы привыкли считать, что на ранней стадии развития только взрослые что-то дают ребенку, что-то в него закладывают. После 20 лет педиатрической и 25 лет родительской практики я пришел к выводу, что это справедливо лишь отчасти. Не только родители развивают ребенка, но и он воспитывает их. При оптимальной системе воспитания обе стороны стараются почерпнуть все лучшее друг от друга и поделиться чем-то своим. Вот как эта система работает.

Мать (в меньшей степени отец) обладает биологическим, инстинктивным влечением к своему чаду.

У нее врожденное желание нянчиться с ребенком, брать его на руки, носить, просто быть рядом с ним. Это и называется привязанностью матери к ребенку. У одних женщин это естественное влечение проявляется в полной мере, у других оно не так сильно. Здесь-то и помогает ребенок. В то время как мать способна дарить ребенку ласку, он, со своей стороны, может стимулировать в ней желание быть рядом с ним. То, как он воркует, причмокивает, улыбается, не может не радовать сердце матери. В женском организме вырабатываются так называемые гормоны материнства, в частности пролактин и окситоцин. Поведение ребенка, его потребность в ласке способствуют выработке этих гормонов. Таким образом, ребенок вызывает у матери биологический взрыв, в результате которого она окружает его необходимой материнской заботой.

Такова базирующаяся на биологических закономерностях логика их взаимоотношений. Получается, что чем больше указанных гормонов, тем легче будет матери с ребенком, значит, можно найти такой стиль ухода за ним, который поможет выработать больше гормонов. Как раз это и происходит, когда мать носит своего младенца. Только постоянный контакт заставляет эту систему работать. Давайте посмотрим на эту проблему глубже.

Гормонам присущ такой параметр биологической активности, который называется периодом полужизни. Это время, необходимое для того, чтобы половина их количества попала в кровь. У разных веществ этот период различен. У материнских гормонов он очень короток - около 20 минут. Значит, чтобы их уровень оставался высоким, через каждые 20 минут нужна новая стимуляция. Это возможно при постоянном контакте с ребенком, частом его кормлении, - словом, если он в вашем лоскутном держателе.

Ношение ребенка порождает истинную близость с ним.

Если мать носит малыша по много часов в день, она больше привязывается к нему, а он - к ней. А ведь связь людей, говоря проще, означает, что им хорошо, когда они вместе, и плохо - если врозь. Мать может быстро успокоить лежащего в держателе и заплакавшего младенца, она дольше его кормит, может спать рядом с ним, поэтому их контакт не прерывается и ночью. Мэгги, одна из наших пациенток, гордо восклицает: "Я чувствую, что совершенно сроднилась с моим ребенком". Возможно, с биологической точки зрения это чувство обусловлено именно гормональной стимуляцией.

Особенно важно носить ребенка, если ваши отношения с ним развиваются в замедленном темпе - в силу медицинских причин, временно разлучивших мать с ребенком, или если просто у матери биологическое влечение к ребенку запаздывает. Тесная близость с малышом - вот что вам в этом случае нужно.

Следующий шаг: гармония и удовлетворение.

После того как мать и дитя почувствовали свое единение, - что дальше? Общий эффект, достигаемый ношением ребенка, можно определить одним словом - гармония. В словарях есть много определений слова "гармония", но мне больше всего нравится самое простое: "счастливое совместное существование".

В первые месяцы общения мать учится удовлетворять запросы ребенка. Он подает голос - и она догадывается, что надо делать. Так повторяется сотни раз, и реакция матери становится привычкой. Она естественным образом и немедленно отвечает на просьбу ребенка, и в их отношениях наступает гармония.

Связь, рожденная при ношении малыша, помогает матери лучше узнать и прочувствовать его запросы. Хорошая тому иллюстрация - это то, что в странах, где носят детей, не пользуются пеленками. Просто мать настолько хорошо изучила ребенка, что может предчувствовать, когда ему захочется в туалет, тогда она достает его из лоскута, держит на вытянутых руках, а затем кладет обратно.

Простой лоскут ткани, в прямом смысле связывающий воедино мать и ребенка, дает им возможность почувствовать удовлетворение друг от друга и уверенность в том, что они на многое способны. Мать учится понимав и умело реагировать на запросы малыша: она сама дивится своей наблюдательности и счастлива этим. Мать настолько близка с ребенком, что не пропустит ни единого его порыва. Из осознанных ее реакции становятся интуитивными и рождается чувство удовлетворения. У ребенка в свою очередь растет уверенность в себе, так как его призывы находят отклик, в результате он учится лучше выражать свои желания. И это обоюдное понимание, обостренную чувствительность и удовлетворение развивает именно ношение ребенка.

Кроме того, нося своего малыша, вы можете постоянно наблюдать, сколь быстро он развивается, что нового привносит каждый прошедший день. То, как малыш двигается, смотрит на вас, тянется к вам, не только трогательно само по себе, но и позволяет оценить все новые и новые его достижения. В сущности, мать и ребенок развиваются вместе в течение первого года его жизни. Понять и оценить изменения, происходящие при развитии ребенка, - один из существенных факторов, укрепляющих ваши отношения.

Ношение малыша позволяет преодолеть трудности при налаживании связи.

Ношение ребенка не только стимулирует выработку у матери нужных гормонов, позволяет не только матери и ребенку чувствовать друг друга, но и преодолевать многие трудности, возникающие при установлении связи.

Депрессия. Главная из таких трудностей - депрессия. Это состояние менее присуще женщинам, носящим детей. Возможно, это происходит за счет выработки гормонов и снижения беспокойства ребенка. Как говорилось раньше, при частой симуляции уровень гормонов у матери постоянно высокий, а не скачет вверх-вниз, как это бывает, если мать большую часть дня отделена от ребенка. С биологической точки зрения гормоны материнства оказывают успокаивающий эффект, позволяющий матери избежать депрессии. Женщины, которых я опрашивал, утверждают, что, поносив ребенка, они чувствуют расслабление. (И действительно, известно расслабляющее действие таких натуральных транквилизаторов, как гормоны маюринова). Кроме того, опасность появления депрессии уменьшается еще и по тому, что такой ребенок меньше кричит, а мать чувствует себя увереннее, не так волнуется.

Но, мамы, запомните: благополучие ребенка не всегда зависит от ваших материнских стараний и способностей. Иногда ребенок кричит, независимо от того, как с ним обходятся, поэтому не стоит думать, что вы плохая мать. Крик может быть обусловлен темпераментом ребенка, а не стилем ухода за ним. (Подробное объяснение, почему ребенок может много кричать в силу своего темперамента см. в главе 16 "Уход за беспокойным ребенком или ребенком, страдающим коликами"). И все же, нося ребенка, вы быстрее обретете чувство уверенности, которое победит присущие многим молодым мамам сомнения в своих материнских способностях.

Философия эгоизма. Другим препятствием на пути установления связи является получившая ныне широкое распространение потребительская философия - "больше запросов, меньше отдачи". Ее основное положение "ставь себя в центр всего" просочилось даже в советы родителям. Недавно отмечался настоящий всплеск различных техник самоуспокоения, приведенных во многих журналах и брошюрах. (Согласно этим методикам, ребенок должен научиться успокаивать самого себя, это позволит родителям уделять больше времени своим делам, не утруждая себя постоянным уходом за малышом). В одной такой статье утверждается: "Сегодня занятые родители уже не способны считаться со всеми запросами своего ребенка".

Чтобы показать несостоятельность этого заявления, позвольте привести один случай 5-летней давности из моей практики. Меня пригласили на собеседование в один крупный педиатрический журнал, чтобы предложить как педиатру написать для этого издания. В офисе главного редактора мы попробовали обсудить мои взгляды на проблему родителей и детей. Вскоре все поняли, что мои статьи будут в основном рассматривать интересы детей, в то время как сам журнал в центр внимания ставил проблемы родителей. Поэтому они поинтересовались: "Не могли бы вы умерить свою пропаганду совместного проведения времени матери и ребенка в таких количествах?" Позднее редактор признался, что сам-то он убежден, что нет ничего лучше близкого общения матери и ребенка, но сейчас это "не проходит". Я понял, что наши с издателями воззрения расходятся, и отказался писать в этот журнал.

Носящая ребенка мать не будет брать на веру все, что пишут журналы, защищающие "интересы родителей", о пользе раздельного пребывания с ребенком. Я заметил, что такие матери вообще не нуждаются в доброжелателях - настолько уверенно они себя чувствуют. Им говорят: "Ты слишком много возишься со своим ребенком, ты его испортишь", но они не прислушиваются к советам тех, кто проповедует самостоятельность ребенка в большом мире, утверждая, что чем больше ему предложить внешних раздражителей, тем для него лучше. Это они называют "обогащением окружающей среды". (Но подумайте, какая окружающая среда может быть для ребенка ценнее, чем руки родителей?!). Школы воспитания, ставящие на первое место "интересы" родителей, предлагают ограничивать удовлетворение потребностей ребенка, что идет вразрез с многовековой практикой ношения детей. Матери, привыкшей носить ребенка, такие советы едва ли покажутся правильными, а если она их и примет, то все ее существо взбунтуется, и она поймет свою ошибку. Надевая лоскут с покоящимся в нем малышом, она интуитивно чувствует, что самое лучшее, что она может дать ребенку, - это близость с ним. Все прочие стили воспитания будут отвергнуты, если они не построены на тесном контакте с ребенком.

Ношение ребенка облегчает жизнь занятым родителям.

Пользуясь лоскутным держателем, вы, например, облегчаете себе общение с гостями: вам не приходится время от времени извиняться, чтобы отлучиться из комнаты и покормить или успокоить ребенка - он все время рядом. Как мило бывает созерцать группу взрослых, каждый из которых сидит со своим ребенком. Если дети достаточно подросли для положения "на бедре" (от 4 до 6 месяцев), они могут смотреть друг на друга или как-нибудь общаться, пока взрослые разговаривают.

НОШЕНИЕ РЕБЕНКА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ВАШУ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ

Даже очень занятая мама, носящая ребенка, считает, что он не только не мешает ей жить, а, наоборот, помогает. Научившись этому искусству, она с учетом его постоянного присутствия строит свои повседневные дела и заботы, и круг замыкается: ношение малыша укрепляет связь, которая призывает их быть вместе как можно больше. Так как мать хочет быть рядом с ребенком, она находит способы носить его при выполнении своих дел. В дальнейшем это еще более усиливает их связь, так как мать обнаруживает, что ребенок для нее не помеха, а удовольствие и необходимая ЧАСТЬ ее самой.

Кэрин решила вернуться на работу, когда ее ребенку было 6 месяцев. Привыкнув на работе все делать как можно лучше, она сохранила серьезный профессиональный подход и в уходе за ребенком. Для большего сближения с ним она носила его по нескольку часов в день все эти месяцы и не снимала его, выполняя работу по дому. За эти полгода Кэрин и Джейн, ее дочь, стали настолько неразлучны, что Кэрин сказала мне: "Я не могу выйти на работу и бросить Джейн". Она подошла к тому состоянию, при котором ее врожденная материнская сущность препятствовала разлучению с ребенком. Повинуясь голосу своего разума, Кэрин нашла такой род деятельности, который позволил ей и работать, и носить ребенка. (Матери, которые не могут себе это позволить, имеют возможность восполнить дефицит общения во внерабочее время - путем ношения ребенка. См. главу 17 "Работа и материнские обязанности"). Ношение ребенка порождает такие условия, при которых связь с ним усиливается, мать находит такой стиль жизни, чтобы эта нить общения не обрывалась - и в этом еще одно преимущество такого способа воспитания и для матери, и для ребенка, и для общества.



 


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню