Синдром суперженщины

Назад к реальности

Все это кажется таким легким. Вы делаете потрясающую карьеру, у вас потрясающий ребенок и потрясающая няня, которая старается уловить все его потребности и учит его английскому. Никто не говорил о том, каково идти на совещание руководителей высокого уровня после четырех часов сна, потому что ваш потрясающий ребенок не отличает ночи от дня.

Положительная сторона: суперсчастливая супермама

Нельзя сказать, что все суперженщины несчастны. Нет ничего плохого в том, чтобы желать всего этого. Напротив, ряд исследований показал, что женщина, которая сочетает семью и работу, счастливее и обладает более крепким здоровьем, чем традиционные домашние хозяйки. Хотя люди, выступающие во многих ролях, имеют массу разных потребностей, они легче адаптируются, возможно, потому что они получают удовлетворение от работы.

Одно из преимуществ такого образа жизни, когда у вас семья и вы работаете за пределами дома, в том, что у вас больше возможностей жить полной жизнью и повысить самооценку. Вы сильно рискуете, если, согласно поговорке, кладете все яйца в одну корзину. Когда ваш ребенок закатывает истерику в супермаркете, вы вряд ли упадете сильно в своих глазах, если вас только что сделали управляющей отделом реализации. И наоборот, неприятности на работе забываются, если дома вы слышите: "Я люблю тебя, мамочка".

Кроме того, во всем этом присутствует психологический момент. Когда вы беретесь за что-то и это получается, вы испытываете гордость. Честь вам и хвала. Но, когда это не удается, вы становитесь похожи на фокусника, жонглера, который вращает тарелочки на шестах. Стоит упасть одной, как падают все.

Суперстресс

Многие женщины приходят к осознанию того, что есть пределы их возможностям. Вероятно, вы можете достаточно хорошо вести две главные роли, например роль матери и еще какую-нибудь, но не следует забывать, что на другие времени может не хватить.

Если женщины разрываются между профессиональной деятельностью, домом и детьми, они могут оказаться не в состоянии уделить достаточно времени домашним делам, мужьям и, что бывает очень часто, самим себе. Исследование показало, что многие женщины сознательно идут на ограничение сна, чтобы успеть больше сделать или, что может быть для них еще важнее, побыть немного одним. Многие работающие женщины считают основным источником стресса отсутствие личного времени. Если у вас нет времени для себя, вы никогда не наберетесь новых сил.

(В исследовании также указывалось, что самыми раздражительными в повседневной жизни оказываются замужние работающие женщины-матери. Легче всего увидеть те причины раздражительности, которые лежат на поверхности: физические недомогания, эмоциональный стресс, поведение детей, проблемы с транспортом; наиболее глубоко спрятаны проблемы, связанные с работой.) Женщины, по существу, работают на двух работах с полным рабочим днем. Женское движение намеревалось предложить нам выбор, но само слово "выбор" предполагает или — или. Однако сегодня речь идет не о том, чтобы выбрать профессиональную деятельность или материнство, бухгалтерское дело или уборку дома. Предполагается, что женщины будут делать все это, — и они начинают спрашивать, почему.

Двойные обязанности и потеря интереса к сексу

Замужняя работающая женщина выполняет также большую часть домашней работы. Таким образом, эти женщины работают дома во вторую смену. Исследования, правда, показывают, что в домашние дела включается все больше мужчин, но обычно они выполняют то, что является благодарной работой — купают детей или развлекают их. Мужчины и женщины склонны считать проблему двойной нагрузки чисто женской проблемой, хотя она сказывается и на мужчинах. Женщины, отрабатывающие две смены, устают, и усталость делает их безразличными к лежащему рядом в постели мужу. Отсутствие интереса к сексу в равной мере может вызываться затаенным чувством обиды, и в доме, в котором женщина безостановочно работает, между супругами создаются напряженные отношения.

По результатам исследований, недостаточное участие мужа в работе по дому и уходе за детьми ведет к разводу или по крайней мере к возникновению мыслей о разводе. Одна из групп исследователей сумела даже количественно оценить эффект, который оказывает помощь мужа по дому на удовлетворенность браком, испытываемую женщиной. Они нашли, что каждый вид домашних обязанностей, выполняемый хотя бы на 50 процентов, уменьшает примерно на 3 процента стремление женщины к разводу.

Незаменимая

Даже когда мужчины действительно помогают по дому, женщина продолжает считать себя ответственной за все, к ней обращаются со всеми проблемами.

Хотя противозачаточные средства сделали материнство делом выбора, фактически перечень домашних работ не изменился. Многие женщины делают то же, что делали их матери: приходят в качестве зрителей на школьные спектакли, водят детей к врачу — хотя, в отличие от своих матерей, они при этом еще и работают.

Женщин воспитывают ориентированными на других, готовыми удовлетворять потребности других, близких им людей часто в ущерб собственным интересам. Срабатывает естественный импульс. В конце концов, большинство из вас воспитывались в семьях, в которых женщины последними садились за стол, последними ложились спать и им в последнюю очередь покупалось новое зимнее пальто.

Женщины также являются хранительницами семейных традиций: кто еще помнит дни рождений и годовщины? Они ухитряются вести домашнее хозяйство, даже когда их супруги и дети не помогают. Матери обычно являются центром семьи, недаром один из производителей футболок выпустил на рынок популярное изделие с надписью: "Когда мама несчастна — несчастны все". Но разве это плохо — проявлять заботу о других? Нет. Большинству женщин это доставляет удовольствие. Это дает смысл их жизни. Однако уход за другими чего-то стоит, включая тяжесть ухода, конфликты и чувство вины. Забота о других превращается в тяжкую ношу, когда требует слишком больших усилий.

Так что, когда мы говорит о "смерти" суперженщины, мы имеем в виду суперженщину, погибшую от перенапряжения. Это женщина, которая пытается быть всем для всех и отказывается от собственных потребностей.

Как облегчить себе жизнь

Если вы пытаетесь совместить профессиональную деятельность с семейной жизнью, вы должны уметь изыскать резервы. Вы можете сказать: "Но я не могу никого нанять себе в помощь" или "Я не могу навязываться другим". Подумайте, за какие услуги вы могли бы заплатить, кого бы вы могли попросить о помощи и какую конкретно помощь вам могли бы оказать. Если вы хотите быть суперженщиной, вам нужна поддержка. В зависимости от размеров вашего дома его уборка могла бы стоить вам немного — какие-нибудь 25 долларов в неделю. Не смотрите на это как на пустую трату денег; вы в этом случае покупаете себе время.

Женщинам, особенно работающим женщинам, обычно кажется неудобно обращаться за помощью, потому что у них нет времени на ответные услуги. Но друзья и родственники нередко с охотой помогут вам — надо только попросить их об этом.

Два типа суперженщин

Чтобы быть суперженщиной, вам не обязательно ходить на службу. Вы можете стать просто супермамой. Супермама номер два — это мама "все-для-всех". Она прикована к кухне или шитью. Хотя это выражается по-разному, но оба типа супермам сражаются с низкой самооценкой. Когда вы работаете, деньги, которые вы зарабатываете, являются доказательством вашей ценности. Если вы сидите дома, вам требуется найти другие источники, которые питали бы ваше чувство собственного достоинства.

Вам нужно делать что-то, что позволило бы вам ощущать свою полезность, что давало бы выход вашей энергии и вашим способностям. Советую избегать такого подхода, когда вся энергия рассеивается из-за того, что очень широк спектр ее приложения. Не старайтесь браться за все. Делайте то, что приносит вам удовлетворение и вызывает чувство мира в вашей душе.

Мамам, которые остаются дома, так же, как и тем, кто работает, необходимо иметь время для себя, чтобы они могли набраться новых сил. Вы склонны тратить свою энергию до полного изнеможения или заболевания. Когда мы смотрим на здоровых людей, мы обнаруживаем, что у всех у них есть что-то, что помогает им сохранять душевное равновесие.

Если чтение не является вашим тайным наслаждением, найдите что-нибудь другое, вспомните, что вам нравилось делать до рождения детей. Некоторым женщинам доставляет удовольствие работать в саду, другие любят готовить, есть женщины, которые с у довольствием рисуют. Делайте то, что помогает вам хорошо себя чувствовать.

Особое внимание уделите вашему браку и другим важным для вас взаимоотношениям. Существует разновидность супермам, которые не отказались от мысли иметь все. Они с мужем хотят иметь дом, машины, отдых в престижном месте — и они пытаются осуществить все это на одну заработную плату. Это часто означает долгие часы работы в далеке от дома для мужа — и долгие часы одиночества в доме для жены. Здесь ключевое слово — время. Для того чтобы брак был удачным, нужно иметь время — время на совместный досуг, время на разговоры друг с другом и время на секс. Проверьте себя, соблюдаете ли вы эти приоритеты.

Не стоит считать, что ваш муж и дети не могут внести свой вклад в выполнение работ по дому. Советую конкретно указать остальным членам семьи, какую помощь вы от них ждете. Станьте домашним управляющим. Как и любой управляющий, вы должны ставить цели, организовывать работу и распределять обязанности. Вам будет легче, если вы откажетесь от некоторых домашних работ, которые не являются абсолютно необходимыми. Когда вы сомневаетесь в их целесообразности, отказывайтесь от них, устанавливайте сроки их выполнения. А если кто-нибудь откажется? Просто скажите, что это делается в общих интересах. Чем больше людей участвуют в работе, тем быстрее она будет сделана, тем больше времени останется у всех на совместный приятный досуг. Вы по-прежнему чувствуете ответственность за все? Да, в этом смысле ничего не изменилось. Но дел у вас теперь меньше.

"Я"— это тоже важно

Одна из главных причин, почему вам нужна помощь в работе по дому, заключается в том, что вам нужно время, чтобы позаботиться о себе самой. Когда вы будете устанавливать приоритеты, не забудьте, что одним из "главных" людей в вашей жизни являетесь вы сами. Не думайте о себе как об эгоистке. Вы слишком долго забывали себя". Многие женщины так мало внимания уделяют собственным нуждам, что считают себя вправе рассчитывать на отдых или заботу о себе, только когда заболевают. Но почему нужно ждать, пока вы заболеете? Разрешите себе позаботиться о себе. Это в ваших интересах и в интересах вашей семьи.

Найдите время для себя. Запланируйте приятные вам виды занятий два раза в неделю — например, принимайте пенную ванну или отправляйтесь куда-нибудь пообедать с подругой. Не забудьте оставить в своем распорядке дня свободное время, когда вы ничем не будете заняты. Вы сможете уменьшить свою нагрузку, если несколько снизите свои запросы. Не старайтесь все делать "на отлично". Стремление к совершенству — обратная сторона неудачи. У женщин, наученных "замечать нужды других и удовлетворять их", может появиться чувство, что они заслужат одобрение, которого они жаждут, если будут все делать безупречно. Но на самом деле не следует искать одобрения. Если вы не удовлетворяете собственные потребности, вы попадаете в зависимость от других, вам необходима положительная обратная связь. Вы должны нести ответственность за свою собственную жизнь.

Работа: двойная борьба

На работе женщины узнают, что они должны делать все на 150 процентов, чтобы считаться средними работниками. Исследования показали, что женщины медленнее продвигаются по служебной лестнице и получают меньшую зарплату при одинаково высоком уровне квалификации; хорошая работа дает им меньше, чем мужчинам. Сравнительное исследование работающих мужчин и женщин показало, что женщины склонны устанавливать для себя более высокие стандарты, чем мужчины. Они испытывают такие стрессы, пытаясь соответствовать этим стандартам, что часто у них развиваются физические признаки перенапряжения и им приходится обращаться за помощью к врачам.

Появились некоторые признаки улучшения атмосферы на рабочих местах, изменения происходят, но медленно. Однако существуют способы, позволяющие ускорить этот процесс.

Просвещайте своего работодателя

Один из самых больших стрессов, испытываемых женщинами, у которых много ролей, связан с диссонансом между ролью работающей женщины и ролью матери. Женщина в качестве мамы совсем не похожа на женщину в качестве управляющего. Но и здесь, кажется, происходят изменения. Можно прочитать и услышать о том, как люди используют опыт, приобретенный в качестве родителей, для улучшения обстановки на рабочем месте.

Дайте себе передышку

Если вы уже добились некоторых поставленных целей в профессиональной деятельности и ваше финансовое положение позволяет, подумайте о перерыве в работе. Я называю это программой последовательных действий, способом добиться всего задуманного, но не всего сразу. Если говорить проще, вы берете короткий отпуск — на год, два, даже пять лет, чтобы быть с вашими детьми, пока они маленькие, а потом возвращаетесь на рынок рабочей силы. Это одна из возможностей, которой лучше всего воспользоваться, если вы уже чего-то добились. Вы ни о чем не сожалеете, вы собираетесь вернуться к профессиональной деятельности.

Ценнее, чем деньги

Конечно, делать перерыв в успешной карьере достаточно рискованно. В некоторых профессиях пятилетнее отсутствие ведет к утрате квалификации. Это легко можно поправить, если следить за последними достижениями, читать журналы по специальности; можно окончить курсы повышения квалификации, самостоятельно заниматься и не терять связи с коллегами. Несомненно, чем-то приходится пожертвовать. Вы перейдете на одну зарплату вместо двух. Но можно сделать крупные приобретения перед уходом с работы — купить дом, машину, мебель.

Сайт Zdravpunkt.com.ua желает Вам здоровья!

 


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню